составляющие скорости цели и ракеты пусть будут равны, а так как скорость ракеты больше, чем цели, то «вертикальная» составляющая будет неизбежно сближать ракету с целью. Идем докладывать академику и получаем поздравления с «изобретением» очень эффективного теоретического метода «параллельного сближения», выясняем недостатки метода, связанные с практической невозможностью реализации нужных боковых ускорений ракеты и тут же додумываем до практического «пропорционального сближения».
Незаконченный спор
При изучении авиационных систем наведения, полета снарядов из авиационных пушек невозможно пройти мимо гироскопов и всех эффектов, которые с ними связаны. Так и у нас на занятии, после исследования проблем сложного поведения снаряда, выпущенного из боковой турели бомбардировщика, связанных с прецессий от мощного бокового потока воздуха (эту проблему Владимир Семенович благополучно решил еще в конце сороковых годов, когда наши конструкторы пытались научить быстро летать и метко стрелять «в бок» аналоги американских «летающих крепостей»), между делом прозвучал в юмористической форме вопрос Владимира Семеновича – «а почему не падает велосипед?». Каждый уважающий себя человек с техническим образованием сразу ответит – из-за стабилизирующего гироскопического эффекта вращающихся колес, что вполне устроило Владимира Семеновича. Однако в те времена, я являлся большим поклонником велосипеда, многократно держал в руках вращающееся переднее колесо и знал как мощно оно сопротивляется попыткам повернуть при сильном раскручивании. Но также я очень хорошо практически знал, что на велосипеде легко не упасть и на тихой скорости, когда гироскопический эффект от медленно вращающихся колес минимален и им нельзя объяснить устойчивость и «непадучесть» велосипеда. Высказал Владимиру Семеновичу свое мнение, что в велосипеде гироскопический эффект не главное объяснение и, что большую роль играет геометрия и наклон передней вилки велосипеда, благодаря чему при потере стабильности, т.е. наклоне велосипедиста вбок, переднее колесо будет само доворачиваться в сторону наклона и движение по окружности позволит велосипедисту не упасть. Такая гипотеза о