Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 104

 

 

Раздел «De monstris» («О  монстрах») из  каталога: Musei  Imperialis  Petropolitani  vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali. Typis  Academiae  scientiarum  Petropolitanae. MDCCXLII (Первая часть 1-го тома Петербургского Императорского музея, в которой содержатся произведения природы из царства животных.

Петербургская Академия наук. 1742).

СПФ АРАН. Р. VI. Оп. 2. Д. 235/М.5. Ч. 1. Л. 154 об.–155.

 

С самых древних времен появление на свет уродливого ребенка пугало людей неожиданностью и необъяснимостью. Однако в XVI и XVII вв. воцарилась мода на «монстров» – уродов. Правители коллекционировали их, натуралисты каталогизировали, теологи использовали для религиозной пропаганды. Ученые пытались найти причины их появления. В 1573  году во Франции вышла книга известного врача Амбруаза Паре «О монстрах и диковинках», немного позднее в 1616 году Фортунио Лицети из Италии издал свой труд «О происхождении, природе и разновидностях уродств». В эпоху, когда религиозные чувства были сильны, а уродство воспринималось как выражение гнева Божьего, как предвестник грозных событий, Паре писал о теории «впечатлений», воздействующих на беременную женщину и приводящих к уродству плода. Эту теорию можно назвать рациональной для того времени, поскольку она вела к новой идее: причину возникновения уродств следует искать в природе. В 1651 году английский физиолог Вильям Гарвей начал целенаправленное изучение «монстров». Он определил уродства как отклонения от нормального эмбрионального развития. Для понимания же причин возникновения врожденных пороков наука созрела только к 20-м годам XIX в., когда она подошла к эксперименту. Французский анатом Этьен Жоффруа Сент-Илер известен как первый ученый, получивший уродства экспериментальным путем. Он заклеивал воском скорлупу куриных яиц во время их насиживания. Это препятствовало доступу воздуха к развивающимся зародышам и приводило к возникновению аномалий головного и спинного мозга цыплят. Его сын, президент Парижской Академии наук, Исидор Сент-Илер обобщил и систематизировал все накопленные к тому времени материалы и ввел термин «тератология» – наука об уродствах, который используется и в наши дни.

Стремясь перенять в других странах все, что могло быть полезно для развития науки и культуры в России, для избавления от суеверий и

Тератологическая коллекция Кунсткамеры
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд