Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 208
«Письмовник» Н.Г. Курганова

Неизвестный художник. Портрет Н.Г.Курганова.

Опубликовано: Курганов Н.Г. Письмовник, содержащий в себе науку ... СПб., 1793.

солдата, был настолько талантлив,  что сумел поступить и закончить основанную Петром I Математико-навигацкую школу, а к тридцати девяти годам стать профессором математики и навигации в Морской академии. Он стал автором учебника «Универсальная арифметика», который сменил знаменитую «Арифметику» Магницкого.

Первоначально «Письмовник» был создан Кургановым для своих детей, т.к. его не устроил учебник русской грамматики того времени. Русским словом «письмовник» Курганов перевел греческое «грамматика». Грамматикой начинается и кончается учебная часть «Письмовника», а затем следуют разнообразные «присовокупления», т.е. «приложения»: Курганов был противником обильных иностранных заимствований в русском языке и часто вводил в оборот новые яркие слова. Эти-то присовокупления и создали «Письмовнику» великую славу среди читателей, за счет этих главок книга стала своего рода небольшой энциклопедией. На титульном листе книги было написано: «Духовный ли, мирской ли ты? Прилежно се читай, все найдешь здесь, тот и другой: но разуметь смекай».

Очерк о Библиотеке и Кунсткамере появился только в четвертом издании 1790 г. Этот очерк вошел во 2-ой «отдел» 6-ого «Присовокупления» под названием «Всеобщий чертеж наук и художеств», состоящий из главок «Об употреблении наук», «О предузнавании погоды», «Размышления о физике», «О системе мира», «Знатные изобретения в Европе учиненные», «Хронология», «Краткий повестной летописец» и др. Здесь же напечатан очерк «Об Академической Библиотеке и Кунсткамере», занимающий семь страниц текста книги. Очерк, посвященный Кунсткамере, делится на две части: 1)  история музея 2) его состояние к 1790 г. Ниже приведен текст «О Кунсткамере»:

 

О состоянии Академической библиотеки и Кунсткамеры

«Библиотеку и Кунсткамеру Академии наук многие  каждый год смотрят, но таковые вещи лучше и с большею пользою рассматриваются, когда при том есть печатное оным описание, иной же не могши их видеть может по крайней мере любопытство свое удовольствовать прочтением сочинения об оных.

«Краткие замысловатые повести из "Письмовника" профессора и кавалера Николая Курганова». М., 1976 г.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд