Экспедиционная деятельность в России в XVIII столетии
Страница 8

Анализ географических и связанных с развитием географии работ Ломоносова, в том числе его служебных документов, анкет, инструкций, показывает ясное им понимание значения всестороннего  выяснения природных условий государства, без знания которых невозможно успешное использование естественных ресурсов как базы для развития экономики страны. Он настойчиво продолжал и развивал идею Петра I и своего старшего современника В.Н. Татищева о государственном значении географических знаний. М.В. Ломоносов в 1760 году, подчеркивая связь географических исследований с практическими вопросами природопользования, Записку о географических экспедициях начал следующими словами: «Сколько пользы происходит от географии человеческому роду, о том довольно известно… Едино представление положения государства, а особливо своего отечества производит в сердце великое удовольствие. Колми же паче оное больше быть должно, когда из того действительную общую и собственную для себя пользу усмотреть можем» (ПСС. Т. IX, док. № 143, с. 238).

Разработанные Ломоносовым в 1759–1764 годах программы и проекты географических исследований, осуществления которых он настойчиво добивался, хотя и не были реализованы при его жизни, но именно они подготовили почву для снаряжения Больших академических экспедиций 1768–1774 гг. На них опирались и экспедиционные предприятия конца столетия. Под его смотрением образовательные подразделения, гимназия и университет, значительно улучшили подготовку молодых исследователей, что позволило, в частности, задействовать более 20 академических студентов в Путешествиях по разным провинциям второй половины XVIII века. Некоторые из них стали серьезными исследователями и доросли до звания академика. Уровень подготовки «рисовальных мастеров», работавших в академических экспедициях, тоже оказался достаточно высок для фиксации «натуралий» в полевых условиях, о

Василий Никитич Татищев

(1686-1750)

Фотокопия с литографии Н. Брезе.

АРАН. Р.X. Оп.1-Т. Д.21. Л.1.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд