Закон о госзакупках: лёд тронулся?

30.03.2011

Источник: По материалам Kremlin.ru, По материалам Kremlin.ru, Σ Горбатова Анна

О регулировании всего цикла госзакупок от прогнозирования, планирования и их размещения до контроля исполнения контрактов

Регулировать весь цикл госзакупок от прогнозирования, планирования и их размещения до контроля исполнения контрактов, а также сделать прогнозы и планы «предметом общественного контроля», публикуя их на «специальном интернет-портале», предлагает Минэкономразвития РФ в концепции новой редакции 94-ФЗ. Об этом рассказала Дмитрию Медведеву министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на состоявшемся 28 марта совещании по вопросу исполнения поручений Президента РФ.

Минэкономразвития разработало концепцию с рабочим названием «О федеральной контрактной системе», сообщила Эльвира Набиуллина. Правда, проект концепции был опубликован на сайте министерства 14 мая 2010 года и, видимо, уже претерпел некоторые изменения. В отличие от действующего 94-ФЗ, который регулирует размещение госзаказа, министерство предлагает «регулировать весь цикл госзакупок, начиная от прогнозирования и планирования, размещения закупок до контроля исполнения контрактов». Предполагается даже сделать прогнозы и планы «предметом общественного контроля», публикуя их на «специальном интернет-портале». Будет ли это уже действующий портал госуслуг или какой-то новый, Эльвира Набиуллина не уточнила, но поделилась идеей сформировать библиотеку типовых контрактов, а также ввести обязательные процедуры обоснования начальных цен.

Концепция Минэкономразвития, как сказала Эльвира Набиуллина, «проходит обсуждение в правительстве». Неурегулированными пока остаются несколько вопросов. Первый – нужно ли готовить отдельный закон либо вносить поправки в ряд законов. Второй – необходимо ли «расширение способов размещения заказа и уход от нынешнего перекоса в сторону аукционов». Министр признала, что «негибкость нынешней системы, скудный набор инструментов не спасает от коррупции, и иногда даже контроль только за соблюдением процедуры может быть индульгенцией для недобросовестных участников».

Эльвира Набиуллина не сомневается, что общественная дискуссия о поправках в 94-ФЗ необходима К 1 апреля Минэкономразвития направит президенту доклад о выполнении поручения. При одобрении подходов к изменению 94-ФЗ министерство может до конца лета подготовить поправки в законодательство. Но надо заложить время и на общественную дискуссию – в том, что она нужна, Эльвира Набиуллина не сомневается.

Федеральная антимонопольная служба 16 марта уже провела первое публичное обсуждение проекта своей концепции изменений 94-ФЗ на заседании специально созданного Координационного совета по госзаказу. В документе, в частности, признаётся, что заказы на выполнение НИР «не могут размещаться путём проведения электронных аукционов», но как усовершенствовать их закупки по конкурсам, из текста непонятно.

В главном (необходимости создания федеральной контрактной системы) позиция ФАС близка к позиции Минэкономразвития, но есть и отличия – хотя бы потому, что функции обоих ведомств различны. ФАС призвана осуществлять контроль за госзакупками с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства. Возможно, поэтому Игорь Артемьев и рассказывал на совещании не о концепции своего ведомства, а о работе единого сайта государственных закупок. Как известно, с 1 января все государственные заказчики обязаны размещать на этом сайте оферты о госзакупках.

«В настоящее время на площадках и на сайте уже зарегистрировано более 70 тысяч соответствующих компаний, – рассказал президенту глава ФАС. – На самом деле число таких компаний уже подходит к 100 тысячам. Мы ожидаем значительно больший результат: к концу 2011 года – 300–500 тысяч соответствующих компаний. Соответственно их конкуренция резко возрастёт». По словам Игоря Артемьева, количество зарегистрированных заказчиков составляет около 200 тысяч. Ежедневно на пяти электронных площадках (ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» и ООО «РТС-тендер») проводится до пяти тысяч аукционов. Это существенно повышает прозрачность размещения госзакупок, уверен руководитель ФАС.

При этом он считает, что в «вопросе естественных монополий, государственных компаний сегодня такой прозрачности нет», иначе говоря, нет практически информации о размещении ими контракта в электронном пространстве. Ситуацию может изменить принятие внесённого в Госдуму правительством законопроекта, который «вводит открытые процедуры для естественных монополий и госкорпораций». При обязательном размещении заказов на портале госуслуг «мы, возможно, получим единое пространство по госзакупкам стоимостью от 12 до 14 триллионов рублей в год», – полагает глава Федеральной антимонопольной службы.

Президент призвал «вносить изменения в информационный продукт и наладить обратную связь» с гражданами, которые пишут о проблемах функционирования портала госзакупки и о самой системе этих закупок. По его мнению, эта обратная связь позволит «принимать решения, направленные против мошенников».

Однако когда дело дойдёт до принятия новой редакции закона о госзакупках, похоже, не знает даже Дмитрий Медведев: «Сейчас остаётся несколько развилок, включая вопрос о том, создавать ли новый закон или же ограничиться поправками в действующее законодательство, то есть принять новую редакцию существующего закона». Пока же будут продолжаться острые дискуссии на тему 94-ФЗ (как та, что прошла 18 марта в ГУ-ВШЭ между ректором Ярославом Кузьминовым и известным блогером Алексеем Навальным) и инициироваться обращения к президенту с требованием вывести закупки НИР и НИОКР из-под действия этого пресловутого закона.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024