Вице-президенты РАН академики А.Д. Некипелов и В.В. Костюк выступили перед журналистами

23.05.2011

Источник: По материалам СМИ

Один из "меганаучных" проектов может реализовать Курчатовский институт - главный ученый секретарь Российской академии наук Валерий Костюк


 

Научно-исследовательский центр "Курчатовский институт" может стать площадкой для реализации одного из крупных международных научных проектов, сообщил в пятницу РИА Новости главный ученый секретарь Российской академии наук Валерий Костюк.

"Мы сделали оценку общего уровня представленных мегапроектов. Есть очень мощный проект со стороны Курчатовского института", - сказал Костюк, не уточнив тематику этого проекта.

Ранее директор департамента науки, высоких технологий и образования кабинета министров РФ Александр Хлунов заявил, что правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям летом может обсудить вопрос о реализации в России крупных международных научных проектов.

Он отметил, что реализация крупного научного проекта на территории России будет огромным успехом для РФ. "Помимо того, что сможем выйти на новые научные рубежи, сможем... получить лучшие умы человечества, которые будут (в России) не только работать, но и жить", - сказал директор департамента.

Костюк в беседе с агентством не стал уточнять число проектов, которые в итоге планируется реализовать в РФ. Он отметил, что для реализации в числе прочих может быть выбран академический проект. "По нашим оценкам, один из наших (РАН - ред.) проектов, объединенный из нескольких институтов, возможно, пройдет. Я надеюсь на это", - сказал Костюк, пояснив, что речь идет об исследованиях в одной из областей физики.

Указ о создании НИЦ "Курчатовский институт" был принят в 2008 году. Этот пилотный проект реализуется для ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям "Индустрия наносистем и материалов" и "Энергетика и энергосбережение", координации научной деятельности по реализации президентской инициативы "Стратегия развития наноиндустрии". В создании НИЦ принимают участие Российский научный центр "Курчатовский институт", Петербургский институт ядерной физики имени Константинова, Институт физики высоких энергий и Институт теоретической и экспериментальной физики.

РИА Новости

***

Российской науке грозит исчезновение

Российская наука при нынешнем объеме финансирования рискует быстро исчезнуть, несмотря на то, что в 1990-е ей удалось выжить, хотя и с большими потерями. Об этом, выступая перед журналистами, говорил вице-президент Российской академии наук (РАН) Александр Некипелов, сообщает портал Русского географического общества.

По оценкам Александра Некипелова, свой вклад в разрушение науки внесла также «работа» по ее дискредитации в глазах общества.

По оценкам академика, в ближайшие три года РАН требуется минимум 15 млрд рублей только для замены физически устаревшего оборудования.

«Бюджет всей российской науки и одного американского университета сопоставимы», - заявил вице-президент РАН.

Ранее Александр Некипелов приводил сравнение объемов финансирования науки в России и других странах. Так, например, США по объему финансирования науки, превышающей 300 млрд долларов в год – безусловный мировой лидер; Китай, выделяющий на развитие науки 136 млрд долларов ежегодно, с некоторых пор вышел на второе место в мире. На академическую науку (структуру, сходную с РАН) при этом выделяется около 20 млрд долларов; в России же на всю гражданскую науку выделяется около 100 млрд рублей (т.е. менее 4 млрд долларов - почти в 40 раз меньше, чем в Китае), в том числе, РАН получает чуть больше 30 млрд рублей в год (в 20 раз меньше, чем в Китае).

Доля финансирования российской науки в мировых вложениях в науку, по данным, приведенным Александром Некипеловым, не выше 2,5%. Примерно такова же доля российских ученых в мировом объеме цитируемости научных работ и, как говорит вице-президент РАН, между этим показателем и объемом финансирования науки существует прямая корреляция.

Кроме того, по его словам, за 1990-е годы практически исчезла вузовская наука.

Если не принять мер, то в итоге «никакой серьезной науки в стране не останется». Ранее Александр Некипелов говорил о том, что государство должно решить, нужна ли ей фундаментальная наука в принципе.

«Если нас устраивает роль пусть и зажиточного, но сырьевого придатка, то финансировать комплексную фундаментальную науку – значит проявлять излишнюю щедрость. Если же мы хотим восстановить свою роль (на новых основах) в технологиях науки, авторитет страны – тогда наука нужна», - заключил Александр Некипелов.

Балтийское информационное агентство

***

Рецепт её молодости

В общем объёме средств, выделяемых сегодня на науку в мире, доля США составляет 33 процента, стран ЕС – 26 процентов, Китая – 10 процентов. Финансирование российской науки находится лишь на уровне 2,2 процента. Но даже эти небольшие деньги используются неэффективно, уверены в академии наук. Большая часть средств, выделяемых в настоящее время на развитие научных исследований в нашей стране, уходит в университеты. В то время как именно учёные проявляют наибольшую публикационную активность: по разным оценкам, от 40 до 65 процентов российских статей в научных журналах с высоким импакт-фактором в прошлом году вышли из-под пера сотрудников академии наук.

«Если сравнивать различные формы научной организации (вузы, государственные лаборатории и академию наук), то эффективность РАН по всем критериям окажется значительно выше, чем остальных», – рассказал на пресс-конференции в пятницу, 20 мая, учёный секретарь РАН Валерий Костюк. При этом, как уточнил его коллега, вице-президент РАН Александр Некипелов, данная цифра искусственно занижается.

«Часто делается попытка существенно увеличить вклад вузов в науку за счёт того, что многие сотрудники РАН работают параллельно и в университетах. Соответственно, те исследования, которые они делают в рамках академии наук, попадают в отчёты вузов. Двойной счёт получается», – заметил он.

Так, согласно данным , в 2009 году более 32 процентов научных публикаций в высокорейтинговых журналах, среди авторов которых числились сотрудники , были выполнены совместно с учёными академии наук. В этот показатель равен 60 процентам, в – 50 процентам. В и 40 и 70 процентов статей соответственно были опубликованы исследователями, которые одновременно трудятся как в вузе, так и в РАН.

При таком раскладе совершенно непонятна тенденция последних лет повышать финансирование вузовской науки в ущерб науке академической, полагает Валерий Костюк. «Мы все знаем, что в вузах необходимо развивать науку. Но повышение эффективности в этом секторе мы почувствуем только через несколько лет, после того как вложили туда деньги, – отметил он. – Повышение финансирования вузов, конечно же, необходимо, но не за счёт государственных выделений на науку».

Александр Некипелов высказался по этому вопросу более категорично: «Сейчас идёт рост ассигнований на науку. Но, с нашей точки зрения, в настоящий момент наблюдаются очень серьёзные деформации.

Колоссальные деньги идут в высшую школу. Мы за её развитие, но совершенно ясно, что эти деньги не могут быть сегодня эффективно там использованы.

В то же самое время огромный голод на средства именно в той части научного комплекса, которая даёт наибольшую отдачу».

По словам академика Некипелова, тяжёлые 1990-е годы за небольшими исключениями практически уничтожили вузовскую науку в нашей стране. Возродить её за 2–3 года при помощи фантастических вливаний невозможно. Правда, последствия «лихих» 90-х до сих пор ощущаются и в РАН. Как уточнил Валерий Костюк, в академии наук «никак не могут преодолеть кризисную ситуацию, связанную с возрастом». Несмотря на то что за последние годы значительно выросла доля молодых учёных до 35 лет (около 23 процентов), продолжает увеличиваться и число тех сотрудников, возраст которых перешёл 70-летний рубеж. В частности, количество директоров НИИ, их заместителей и заведующих лабораториями, которые достигли 70 лет, находится на уровне 22 процентов.

«И почти катастрофический провал в середине, в самом продуктивном возрасте – между 40 и 60 годами, – уточнил Александр Некипелов. – Для того чтобы ввести режим воспроизводства научных кадров в нормальное русло и выйти на нормальные пропорции, мы не можем просто отправлять на пенсию людей старше определённого возраста. Задача состоит в том, чтобы обеспечить передачу опыта от старшей группы к младшей. Однако её решение очень сильно осложняется демографическими проблемами и отсутствием нормального пенсионного обеспечения».

Впрочем, проблему с возрастом рановских руководителей собираются решить уже к 2013 году. Как рассказал учёный секретарь академии, в 2013 году планируется на 60 процентов обновить состав директоров институтов и их заместителей.

«У нас есть очень мощный резерв. Это 23 процента людей, которые моложе 35 лет. Мы сейчас пытаемся организовать кадровый резерв из этих людей с тем, чтобы в 2013 году произошёл ощутимый скачок в уменьшении возраста руководящего состава академии наук», – добавил он.

Другое решение, также касающееся модернизации РАН, – разработка концепции развития академии наук. Необходимость такого документа назрела давно, однако к его созданию приступили только сейчас. Первоначальный вариант концепции появится на сайте РАН в открытом доступе. По словам вице-президента академии, в обсуждении этого документа смогут принять участие все заинтересованные стороны.

«На данный момент там [в концепции развития академии] три крупных раздела. Один посвящён оценке нынешнего состояния академической науки. Второй и третий – нашей реакции на это состояние и основные проблемы, – отметил Некипелов. – Но у нас в планах – сделать стратегию развития академии наук. Она будет основываться на идеях концепции, но в ней будет больше чисто технических вещей».

Параллельно учёные академии наук задействованы в работе над подготовкой основ государственной политики в области научно-технического прогресса. Как рассказал Валерий Костюк, первоначальный вариант этого документа, разработанный совместно с РАН, был представлен. «Дальше этот документ пошёл в правительство. Оттуда он пойдёт в Совет безопасности, где организована специальная комиссия, которая включает в себя и представителей академии наук», – добавил он. Через месяц документ будет выложен на официальном сайте Администрации президента для его публичного обсуждения.

Strf.ru, Еникеева Альфия

***

Унылое давно

Правительство начало подготовку проекта основ госполитики в области науки и технологий до 2020 года. Подробного рассказа о том, что хотела бы заложить в эти основы Российская Академия наук, ждали от вице-президента РАН Александра Некипелова — он в минувшую пятницу собрал пресс-конференцию под многообещающим названием «РАН на пути к 2020 году». Но ограничился описанием сегодняшней ситуации.

Вышло довольно уныло. Краткое содержание: денег мало, нужно больше. За низкий размер окладов РАН полностью отвечать не может, за проблемы с бюрократизацией закупок тоже. О науке как таковой говорилось мало, мол, зачем повторять отчет, представленный недавно на общем собрании РАН. Но и все новости о РАН в последнее время по унылости обгоняют бухгалтерские талмуды, поскольку их содержание известно наперед: средний возраст сотрудников высок до безобразия, у нас работает столько-то человек, а на обновление приборов надо бы еще 5 млрд. У обывателя возникает закономерный вопрос: а наука-то тут где? Закупка приборов даже на такую сумму — это абсолютно неинтересный вопрос, так как в пересчете на одного налогоплательщика выходит меньше ста рублей, причем не разово, а за год.

Наука — это новые снимки зондом Cassini ледяных гейзеров на Энцеладе. Опыты по восстановлению нервной ткани стволовыми клетками. Поиск бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере. Изучение подледного озера, укрытого тремя километрами ледника под станцией «Восток» в Антарктиде. Поиск следов жизни на Марсе, льда на Луне, планет с жидкой водой в других звездных системах.

Причем нельзя сказать, что в рамках РАН нормальной науки уже нет. Подледное озеро в Антарктиде, детекторы для поиска льда на небесных телах, исследования вечной мерзлоты — вот несколько вполне живых и интересных направлений. Но академик Некипелов, например, предпочитает говорить о том, что нельзя давать деньги университетам за счет академии. Что федеральный закон №94 о госзакупках не дает нормально работать, что ставки аспирантов определяются Минобрнауки, а Минфин никак не может юридически оформить гранты.

Мне, как и многим другим налогоплательщикам, не жалко в ближайшее десятилетие за поиск жизни на Марсе, создание высокотемпературных сверхпроводников и изучение генетической природы рака заплатить и втрое больше нынешнего. Но для этого результаты исследований должны быть озвучены живым языком, а не в общих терминах «инноваций» и «конвергентных технологий». Я ни копейки не хочу отдавать ради того, чтобы и в 2020-м услышать о том, сколько денег получает РАН в процентах от ассигнований, выделяемых на науку в Китае или США.

Mn.ru, Алексей Тимошенко

***

Академики хотят денег и молодости

Российская академия наук (РАН) просит у государства 15 млрд руб. на следующие три года. Такая сумма обозначена в проекте концепции развития российской науки до 2020 года, который в пятницу передан на рассмотрение в правительство страны. По словам академиков, нехватка финансирования грозит крахом отечественной науки.

Для выживания российской академической науке необходимо выделить из бюджета 15 млрд руб. на следующие три года. Такие цифры в пятницу обнародовал главный ученый секретарь президиума РАН Валерий Костюк, представляя проект концепции, которая будет определять направления развития российской науки до 2020 года.

«Мы запустили процесс конкуренции в науке»

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко в интервью "Ъ" прокомментировал требования ученых об увеличении финансирования и сам предъявил им ряд претензий...

Вице-президент РАН Александр Некипелов подчеркнул, что пока в российском бюджете предусмотрено снижение финансирования РАН. По словам академиков, если представить все финансирование науки в мире как 100%, то на российскую долю приходится всего 2,2%. В то время как на США приходится ровно треть средств, на ЕС — 26%, а на Китай — 10%. Напомним, что в 2011 году РАН получила 62 млрд руб. из федерального бюджета, еще 27,6 млрд составили внебюджетные поступления. «Иначе говоря, всего лишь $3 млрд,— подсчитал господин Некипелов.— Это бюджет среднего американского университета».

Академиков беспокоит и финансирование науки в вузах, которое, считают они, происходит за счет РАН. «За 1990-е годы высшая школа лишилась науки, и создать ее за один-два года не получится»,— уверен господин Некипелов.

Другая проблема РАН, по словам самих академиков,— преклонный возраст большинства научных работников. «Среди директоров институтов 22% имеют возраст свыше 70 лет. Немало пожилых и среди руководителей лабораторий»,— заявил господин Костюк. В следующем году РАН планирует обновить свыше 60% этих должностей — на более молодых ученых.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024