«СПЕШКА АБСОЛЮТНО НЕУМЕСТНА»

06.07.2011

Источник: РБК, подготовил Алексей Тимошенко

Премьер осторожен в выборе научных мегапроектов

 

Изначально в Минобрнауки поступил список из 28 потенциальных проектов класса megascience, способных стать основой национальной исследовательской инфраструктуры и требующих многомиллиардных ассигнований. Отбор вела межведомственная рабочая группа, в которую входили как представители самого министерства, так и Российской академии наук. «По каждому направлению нужно было понять, есть ли в России нужная инфраструктура, нужно ли ее строить или есть смысл присоединиться к международным проектам. Выбранные проекты исходят из потребностей научного сообщества, а чиновники ни в коем случае не берут на себя право определять: это нужно, а это не нужно», — заявил «МН» замминистра образования и науки Сергей Иванец.

Отобрано было шесть проектов, в том числе и с зарубежным участием. Срок их реализации варьируется от пяти до восьми лет, а запрашиваемый объем финансирования составляет от 5 до 40,3 млрд руб. Общая стоимость всех шести проектов — 133 млрд рублей.

В пяти из шести мегапроектов задействован НИЦ «Курчатовский институт». Например, в проекте Токамак «ИГНИТОР» Курчатовский институт будет полностью руководить проектом с российской стороны, утверждает его директор Михаил Ковальчук. Строительство реактора — источника нейтронов ПИК было заморожено, но будет продолжено после вхождения в состав НИЦ Петербургского института ядерной физики (вчера опубликовано соответствующее распоряжение правительства). Проект ИССИ-4 (Ковальчук назвал его «не существующим нигде в мире синхротронным центром на базе источника четвертого поколения) также реализуется при участии Курчатовского института сотрудниками новосибирского Института ядерной физики СО РАН.

В Минобрнауки отмечают, что никаких преференций проектам, курируемым Ковальчуком, нет. «В проектах участвуют ученые Курчатовского института, а не институт», — конкретизирует Сергей Иванец. К тому же вопрос о выделении ассигнований пока окончательно не решен. Заместитель министра финансов Александр Новак, слова которого приводит РИА Новости, вчера уточнил, что «пока непонятны источники финансирования проектов».

Владимир Путин, который мог наблюдать, сколь негативно сказалась на репутации «Единой России» и, в частности, спикера Госдумы Бориса Грызлова ошибка в выборе научных приоритетов и авторитетов, вчера тоже дал понять, что список приоритетных мегапроектов «еще не закрыт». «Наверняка будут и другие предложения, — заявил премьер. — Нам необходимо хорошо понимать, что принесет стране и российской науке реализация того или другого проекта, будет ли к ним реальный интерес со стороны участников из других стран, насколько эффективно и с какой отдачей будут вложены государственные деньги. Все нужно просчитать и до деталей продумать. Это как раз тот случай, когда спешка абсолютно неуместна. Отмечу здесь, что научные мегапроекты, тем более международного класса, — это очень дорогое предприятие. Иногда их стоимость превышает десятки миллиардов долларов, и при этом большую часть расходов обычно несет страна — инициатор проекта».

Миллиарды на экстремальное состояние

Термоядерная установка «Игнитор» — совместная попытка российских и итальянских физиков запустить термоядерную реакцию. В отличие от строящегося во Франции реактора ITER предполагается использовать иную схему установки. Готового решения термоядерного реактора нет ни у кого, потому параллельно развивается ряд проектов.

Исследовательский реактор «ПИК» — источник нейтронов. Используется для просвечивания материалов, нейтронный поток дает ученым больше возможностей по сравнению с рентгеновским излучением.

Источник синхротронного излучения четвертого поколения ИССИ-4 — ускоритель, способный давать рентгеновское излучение. Будет применяться для изучения структуры материалов; дополняет предыдущий проект. Кроме ИССИ-4 Россия также вложилась в строительство европейского лазера на свободных электронах XFEL.

Международный центр исследований экстремальных световых полей на основе лазерного комплекса — научный центр в Нижнем Новгороде, занимающийся сверхмощными импульсными лазерами. Сверхмощные импульсы интересны тем, что с их помощью можно попробовать поджечь термоядерную реакцию, а при столкновении с веществом получить пучки частиц, которые можно применять при лучевой терапии рака. А короткими рентгеновскими вспышками можно «фотографировать» химические реакции.

Электрон-позитронный коллайдер, создаваемый в Институте ядерной физики имени Будкера СО РАН, — коллайдер, на котором можно изучать как процессы с участием экзотических частиц, так и получать пучки синхротронного излучения.

NICA — коллайдер в Дубне на базе существующего ускорителя «Нуклотрон» — ускоритель, на котором планируется изучать кварк-глюонную плазму, образующуюся при столкновении ядер атомов. Эти исследования в первую очередь интересны как специалистам по ядерной физике, так и астрофизикам.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024