МИХАИЛ ФЕДОРУК: «В НГУ НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ»

16.03.2017

Источник: Наука в Сибири, 16.03.17
Алёна Литвиненко




Новосибирский государственный университет продолжает работать над тем, чтобы попасть в мировой рейтинг «Топ-100». В вузе создаются новые лаборатории и направления исследований, снимаются онлайн-курсы, а государство в ответ выделяет средства на дальнейшее развитие НГУ. Об этом, а также о совместной работе с СО РАН и планах на будущее рассказал ректор университета член-корреспондент РАН Михаил Петрович Федорук.

— В рамках Проекта 5-100, направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов, НГУ на 2017 год были выделены 849 млн рублей. На что планируется потратить эти средства?

— Они будут потрачены примерно так же, как и в прошлом году. Безусловно, нужно поддержать много инициатив, связанных с поощрением студентов, которые хорошо учатся. Определенная часть денег уйдет на инфраструктуру: мы продолжим благоустройство студенческого городка, общежитий, а также стадиона и спортивного комплекса. Кроме того, планируется подвести к завершению ремонт в главном корпусе — особенно левого крыла. Также в НГУ проводится программа развития стратегических академических единиц (САЕ), которым необходимы средства — прежде всего на прорывные проекты, которые были сформированы в рамках этих САЕ. Безусловно, в приоритете остается финансирование учебно-научных лабораторий, поддержка публикационной активности наших преподавателей, академической мобильности студентов и сотрудников НГУ, а также Специализированный учебно-научный центр и Высший колледж информатики НГУ.

— Решение о создании стратегических академических единиц было принято в июне 2016 года. Каких результатов за это время уже удалось достичь?

— За столь короткий срок трудно прийти к масштабным и значимым результатам. Но главное — уже выбраны приоритетные направления развития САЕ, а также сформирована система управления ими. В стратегические академические единицы переведены те лаборатории, которые создавались нами вместе с Сибирским отделением РАН. Сейчас мы будем постепенно менять оценку эффективности этих лабораторий, потому что заинтересованы в том, чтобы как можно больше наших студентов проходило в них научно-исследовательскую практику, а лаборатории активно участвовали не только в научной, но и в образовательной сфере, принимая активное участие в конкурсе научных проектов и грантов.

— Вы не могли бы подробнее рассказать о направлениях работы этих стратегических академических единиц?

— Например, САЕ «Новая физика» включает в себя 17 лабораторий и пять кафедр Физического факультета НГУ, которые участвуют в 18 международных мегапроектах — экспериментах в области физики высоких энергий, астрофизики и физики космических лучей. В рамках этой САЕ также ведутся работы над созданием прототипа детектора для регистрации темной материи, где в качестве рабочего тела используется сжиженные «легкие» благородные газы, такие как аргон или неон. Кроме того, НГУ участвует в международных экспериментах на электрон-позитронных коллайдерах. Основная идея всех этих проектов — поиск новых физических явлений за рамками Стандартной модели. Кроме того, в рамках образовательной деятельности этой САЕ развивается англоязычная аспирантура по специальности «Астрофизика и космология».

В САЕ «Нелинейная фотоника и квантовые технологии» ведутся исследования нелинейных режимов взаимодействия света с веществом и конструирование на их основе принципиально новых устройств и приборов, которые применяются в различных областях науки и техники: метрологии, медицине, телекоммуникациях, промышленных и космических технологиях... САЕ «Нейронаука в трансляционной медицине» специализируется на прикладных комплексных исследованиях мозга, сознания и поведения человека для развития подходов к диагностике, профилактике, коррекции и лечению расстройств нервной системы, а также внедрения результатов в клиническую практику. Главной задачей данной САЕ является проведение прикладных научных исследований в области нейронаук и подготовка высококвалифицированных специалистов.

Деятельность САЕ «Синтетическая биология» направлена на создание эффективных для тестирования клеточных линий, моделирующих заболевания, а также на формирование в НГУ междисциплинарного подразделения для интеграции образовательных и научных программ в этой области. Необходимо качественно изменить уровень подготовки специалистов за счет привлечения высококлассных научно-преподавательских кадров, разработки и реализации образовательно-научных программ по данной тематике.

— Какие еще САЕ есть в НГУ?

— Целью САЕ «Низкоразмерные гибридные материалы» стало создание междисциплинарного научно-образовательного Технологического института. Одна из основных задач САЕ ― подготовка инженеров-исследователей в области материаловедения (materials science) высокого класса для научных организаций и промышленных производств. Кроме того, планируется проведение исследований в прорывных научных направлениях, а также создание инновационных продуктов в НГУ и их коммерциализация. Одним из самых важных проектов в этой САЕ является создание перспективных технологий сжигания топлива без вредных выбросов.

САЕ «Геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты» стремится организовать междисциплинарный центр мирового уровня на основе лидирующих исследовательских групп и широкой международной кооперации в направлении геолого-геофизических исследований Арктики и прилегающих к ней территорий. Главная задача — формирование исследовательских проектов и прикладных разработок, создание и утверждение междисциплинарных образовательных программ и стандартов, подготовка кадров для организаций и компаний, работающих в Арктической зоне, вовлечение студентов в научно исследовательскую и инженерно-прикладную деятельность. А главной задачей САЕ «Информационные и гуманитарные технологии» является создание новых и совершенствование имеющихся образовательных программ с применением современных IT-технологий.

— Какие институты СО РАН помогают работе стратегических академических единиц?

— Их так много, что я боюсь кого-то забыть! Практически все институты новосибирского Академгородка в той или иной мере участвуют в деятельности САЕ.

— А институты гуманитарной направленности?

— Прежде всего, мы делаем большую ставку на Институт археологии и этнографии СО РАН, потому что археология — одна из визитных карточек Академгородка. Сейчас множество фундаментальных открытий происходит именно в этой области. Кроме того, существует предметный рейтинг QS, и по дисциплине «археология» мы имеем все шансы на вхождение в «Топ-100» мировых университетов.

— Какие дальнейшие планы у вуза на развитие стратегических единиц?

— Пока сложно говорить о конкретных планах — они станут известны только в октябре, когда будет распределяться финансирование на последующие годы. Наша главная цель — сделать университет центром интеграции новосибирского Академгородка для проведения различных междисциплинарных исследований и выполнения крупных проектов. Я считаю, что НГУ может справиться с этой ролью — безусловно, в тесном взаимодействия с СО РАН и институтами.

— Если говорить об образовании, то нельзя обойти стороной онлайн-курсы. которых НГУ выпустил уже семь. Есть ли в планах снимать новые?

— НГУ предлагает курсы на двух платформах онлайн-образования: Coursera (5 курсов) и Лекториум (2 курса). Сейчас они, в основном, затрагивают естественнонаучную тематику — генетика, вирусология, наука о драгоценных камнях, ГМО, сенсорные системы живых организмов. Однако мы планируем расширять и аудиторию, и спектр областей. Этой осенью ожидается запуск англоязычного курса по биологической тематике, а также четыре курса специализации на русском языке — совместно с корпоративными партнерами. Пока курсов у нас не так много, как у лидеров рынка, но их качество подтверждается как высоким процентом успешного завершения обучения (11—16% при среднем показателе по рынку 5—10%), так и высокими оценками слушателей (средняя оценка на крупнейшей МООК-платформе Coursera превышает 4,9 по 5-балльной системе).

Безусловно, мы будем продолжать развитие онлайн-образования и выходить на другие площадки, но тут важен разумный баланс: где-то это и хорошо, но ведь, например, экспериментальной физике не научишь дистанционно. Кроме того, очень важно, когда крупные и выдающиеся ученые непосредственно контактируют со студентами.

— Как думаете, возможна ли полная замена каких-то дисциплин на онлайн-курсы?

— Нет! Большую роль играет практическая составляющая: так, в физике, на мой взгляд, самое главное — умение решать задачи. С другой стороны, наука очень быстро меняется. Соответственно, основное качество, которое мы прививаем студентам любого факультета — учиться, учиться в течение всей жизни. Реальных исследователей можно подготовить только в активных научных коллективах, поэтому онлайн-курсы — это, скорее, дополнение к «живому» образованию.

 






Подразделы

Объявления

©РАН 2024