Технологии времен палеолита

15.02.2023

Источник: Interfax-Russia.ru, , Наталья Пономарева

Сибирские ученые освоили производство каменных орудий времен палеолита и собираются делать костяные иглы.

Археологи Института археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) смогли воспроизвести ряд технологий обработки камня, которые практиковали древние люди на Алтае во времена палеолита.

"Ранее было не понятно, каким способом древние люди получали свои заготовки – пластины (которые использовались в работе с деревом, костью, рогом и шкурами - ИФ). В прошлом году мы апробировали для их производства рог оленя, в этом году пошли дальше и попробовали расщеплять камень деревом. В результате мы получили данные о том, что дерево вполне способно расщеплять крепкое каменное сырье с Алтайских гор", - сообщила "Интерфаксу" старший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИАЭТ СО РАН Наталья Белоусова.

По ее словам, в качестве отбойника (инструмента для расщепления камня) ученые использовали кусок самшитовой древесины, по своей плотности соответствующий 30-летней акации, которая росла во времена палеолита на Алтае.

"Как оказалось, этим отбойником деревянным можно получать пластины, делать крупные орудия", - сказала Белоусова.

Как пишет издание СО РАН "Наука в Сибири", воссозданием технологий времен палеолита в ИАЭТ СО РАН занимаются уже три года. Археологи намерены изучить и воспроизвести ремесленные приемы разных подвидов древних людей: неандертальцев, денисовцев и человека современного типа, чьи следы обнаружили в Денисовой пещере на Алтае.

В 2022 году ученые исследовали технологию производства пластинчатых сколов, которая не имеет аналогов в мировой археологии. Огромные блоки сырья, до 30 кг, раскалывали на длинные узкие и тонкие сколы. Они служили древнему человеку орудиями для обработки мяса, шкур и кости, заготовками для орудий охоты, а также были предметом обмена и импорта.

Чтобы научиться создавать такие сколы, в ИАЭТ СО РАН пригласили заведующего отделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия природного архитектурно-археологического музея-заповедника "Дивногорье" (Воронеж) Антона Родионова и сотрудника автономной некоммерческой организации (АНО) "Археологические исследования Сибири" (Красноярск) Дмитрия Гурулева.

"Эти пластины - универсальная заготовка, на основе которой получали любое орудие. Такую пластину можно было расщепить на маленькие пластинки или с помощью определенной обработки придать ей особую форму. Например, сделать острый кончик (острие, наконечник копья или дротика), резцовую кромку (резец) или округлое лезвие (скребок)", - цитирует "Наука в Сибири" Антона Родионова.

Каменное сырье для экспериментов ученые отобрали из тех же источников, которые использовал человек в верхнем палеолите. Собирали камни осенью 2021 года в северо-западной и центральной частях Алтая.

"Есть очень качественное сырье - классический кремень, его использовали для создания орудий в палеолите во всей остальной Евразии. Однако на Алтае представлены иные породы, более крупнозернистые, менее эластичные. Они колются по тем же законам, но в их обработке есть свои нюансы", - сказал Родионов.

Он предположил, что древним людям, которые приходили на Алтай из других регионов, вероятно, приходилось приспосабливаться к такому сырью, менять технику обработки, в том числе использовать разные инструменты.

"Есть интересная категория орудий на Алтае, очень древние - 40-50 тыс. лет назад здесь делали листовидные бифасы - тонкие, симметричные, которые, как предполагается, могли использоваться как метательное орудие: вставляться в древко и использоваться для охоты. Оказалось, что каменным отбойником можно получить толстенькую и не очень симметричную форму, рог позволяет более тонкую обработку. И следы на наших бифасах, изготовленных рогом, совпали с археологическими", - рассказала Белоусова.

Чтобы сравнивать следы, оставленные на экспериментальных орудиях, со следами на реальных артефактах археологи сформировали эталонную коллекцию.

"Следы износа на каменных орудиях известны и описаны давно, еще в середине прошлого века, но на разном сырье они ведут себя по-разному. Поэтому одна из задач наших экспериментов состояла в создании эталонной коллекции орудий, базы для сравнения с археологическим материалом", - пояснила в свою очередь младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Валерия Михиенко.

Считается, что в эпоху среднего палеолита в основном использовали каменные отбойники, а в верхнем шире использовали рог.

"Для обработки камня брали либо каменные отбойники, либо роговые. Они имеют немного разную силу импульса. Иногда в качестве отбойника применяли даже твердые породы дерева", - приводит издание СО РАН слова Дмитрия Гурулева.

Также, по словам Белоусовой, очень интересны материалы, которые попадали к древним людям из других территорий.

"Практически для каждого типа сырья нужен свой ряд экспериментов, работа здесь только начинается", - добавила археолог.

Также в рамках проекта археологи научились изготавливать украшения и футляры для игл из кости.

"Вынимается внутренняя часть, отпиливается кость с двух концов, в этой трубке хранили хрупкие тонкие инструменты. Сами иглы мы пока не делали, но делали остроконечники - тоже орудия из кости. Дальше перейдем к иглам, это более сложная технология - нужно сделать тонкую вещь, просверлить ее", - рассказала Белоусова.

Кстати, самую древнюю в мире костяную иглу с круглым ушком обнаружили в Денисовой пещере в слое возрастом 50 тыс. лет.

Воссозданные во время экспериментов приемы производства каменных изделий не могут полностью совпадать с палеолитическими, тем не менее, исследователи стараются максимально близко подойти к оригинальным технологиям.

"Исследование технологий прошлого, а особенно древнейшего прошлого, - это уравнение с множеством неизвестных. Чаще всего мы можем лишь приблизиться к искомому ответу. Однако наши эксперименты выстроены на достаточно основательных и многолетних исследованиях, которые позволяют достичь очень высокой точности моделирования и реконструкции", - подчеркнула Белоусова.

На Алтае в разное время обитали и неандертальцы, и отдельный подвид древних людей - денисовцы, и люди современного типа. Следы их присутствия найдены в Денисовой пещере.

По археологическим данным, денисовский человек - самостоятельный подвид древних людей - появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока примерно 300 тыс. лет назад. При этом примерно 130 тыс. лет назад его "генетические следы" полностью исчезли из пещеры и появились лишь спустя несколько десятков тысяч лет. Однако, судя по ДНК, это были представители уже другой популяции денисовцев.

Неандертальцы обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад. Главным образом, в пещерах Чагырской, Окладникова и Страшной. Однако их следы нашли и в Денисовой пещере.

ДНК человека современного типа обнаружили в слоях отложений Денисовой пещеры, соответствующих времени возникновения археологической культуры начала верхнего палеолита, т.е. около 45 тыс. лет назад.

В этот период (около 45 тыс. лет) назад все три подвида древних людей жили в Денисовой пещере вместе. При этом общее количество "квартирантов" пещеры могло достигать 50 человек.