ПРЕЗИДЕНТ ИЗДАТЕЛЬСТВА "ПЛЕАДЕС ПАБЛИШИНГ ИНК." АЛЕКСАНДР ШУСТОРОВИЧ: "НАУЧНАЯ КНИГА СТАНЕТ ВЕ-ДУЩИМ ПРОДУКТОМ КНИЖНОГО РЫНКА".
09.09.2005
Источник: Известия
О роли и проблемах научного и учебного книгоиздания Александр Шусторович
Позавчера открылась Московская международная книжная ярмарка. Среди ее постоянных участников - ведущие научные издательства России. О роли и проблемах научного и учебного книгоиздания Александр Шусторович, президент "Плеадес Паблишинг Инк." - издательства, объединившего за последние три года вокруг себя 10 российских издательств, специализирующихся в выпуске научной и учебной литературы, рассказывает корреспонденту "Известий" Сергею Комарову.
ИЗВЕСТИЯ: "Плеадес Паблишинг Инк.", запустив 13 лет назад совместный с Российской академией наук проект издания научных журналов на английском языке, непрерывно расширяет свое присутствие в этой сфере теперь уже на российском рынке. Но научное книгоиздание - не самая простая и рентабельная ниша книгоиздания, во всяком случае, в России.
АЛЕКСАНДР ШУСТОРОВИЧ: Да, научная монография - это не "Гарри Поттер". Технология производства научной книги - одна из сложнейших и дорогостоящих в издательской деятельности. При том, что средний тираж научных изданий - 400 - 600 экземпляров. Но по количеству выпускаемых наименований - а это сегодня на рынке становится ведущим компонентом покупательского спроса и, следовательно, позиционирования издательств - мы непрерывно растем. Только компании нашего холдинга выпускают сегодня почти 1000 наименований научной и учебной литературы в год, а такой показатель имеют не более 5 издательств России. Сохранила свой огромный потенциал и академическое издательство "Наука", с которым мы тесно сотрудничаем и совместно представляем "Издательский комплекс Российской академии наук". Мы верим, что рано или поздно интеллектуальная, в том числе научная, книга станет ведущим продуктом рынка.
ИЗВЕСТИЯ: Со всех сторон раздаются стоны издателей о затоваривании рынка. Называются конкретные цифры: на рынке реализуется не более 65% выпускаемой литературы. Что происходит с продукцией издательств вашего холдинга?
ШУСТОРОВИЧ: Мы действуем на рынке, и общие тенденции рынка нам не чужды. Вместе с тем анализ показывает, что этот процесс неоднозначен, - многое зависит от редакционной политики и эффективности реализационной структуры. Приведу несколько примеров. Издательство "Физматлит" в течение последних двух лет издает научные и учебные переводные издания, себестоимость которых в 2 - 3 раза выше себестоимости отечественных работ. Эти работы уходят, что называется, с ходу. Такие, как, например, работы нобелевского лауреата Вайберга "Квантовая теория поля", Скалли и Зубайри "Квантовая оптика" и др. Или другой пример. На рынке экономической литературы, казалось, яблоку негде упасть. Но ряд книг молодого издательства "Экономист" - например, учебник "Экономика организаций", монография ИМЭМО "Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет" - сразу стали бестселлерами. А работа "Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз" вызвала неподдельный интерес и в самой Германии. Или возьмите вопросы безопасности жизнедеятельности. Издательство "КолосС", например, удовлетворяет спрос в такой нише, как перерабатывающая промышленность, в том числе безопасность продуктов.
Так что мы "не стонем", хотя и разделяем точку зрения большинства издателей, что определенный монополизм производителей бумаги, полиграфии и книжной торговли толкает цены вверх, а покупательский потенциал рынка - вниз.
ИЗВЕСТИЯ: Стенд "Издательская деятельность РАН" - один из самых представительных на ярмарке, и каждый год он серьезно обновляется. Это отражение объективных тенденций или издательская политика?
ШУСТОРОВИЧ: И то, и другое. Это тенденция, отраженная в издательской политике. Мы это отчетливо видим на международном рынке. В апреле этого года мы заключили соглашение с издательством "Шпрингер" о развитии проекта "Российская научная библиотека", предусматривающего не только сохранение существующих научных журналов, но и увеличение объема научной информации на 30% в течение 6 лет. На эти цели планируется потратить около $ 200 млн. Аналогичные тенденции набирают силу и в России. В некоторой степени это определяется начавшимся процессом возрождения наукоемкого производства, в том числе ВПК. А это требует совершенно нового подхода к подготовке квалифицированных кадров для той же промышленности. Мы начали программу обновления сразу по нескольким направлениям: литература для специалистов, вузовский учебник, профильная школа и даже начальная школа. Все эти программы объединяет одно - стремление дать качественный продукт, опираясь на лучших авторов. Приведу еще один пример. Издательство "Академкнига/Учебник", также входящее в наш холдинг, всего за три года создало комплект учебников для всех четырех классов начальной школы, по которому уже сегодня учатся более 240 тысяч учащихся. Во многом этот успех был обеспечен тем, что в проекте приняли участие авторы - члены РАН, Академии образования, разработавшие концепцию "Перспективная начальная школа", на базе которой и созданы учебники. Кстати, этот комплект получил распространение в ряде стран - членов СНГ и Центральной Азии. Попутно хочу заметить, что продвижение российской науки и технологий, в том числе образовательных, в страны СНГ и создание совместных интегрированных продуктов - очень перспективное направление не только с точки зрения бизнеса, но и как важная составляющая общих интеграционных процессов. Это сделает или Россия, или Европейское сообщество.
Российское общество, как мне кажется, все еще ждет ответа на вопрос: останется оно обществом знаний, в котором наука и техника играют решающую роль, или интегрируется в сообщество необразованных потребителей? Мы не ждем ответа, а делаем свою работу, сконцентрировав свои ресурсы и усилия на долговременных проектах. Для нас новый подход к подготовке кадров состоит в издании литературы, сопровождающей образовательный и профессиональный рост читателей, - от школьных и вузовских учебников до специальной, деловой, научной литературы. Все эти направления объединяет стремление дать качественный продукт, опираясь на лучших авторов, на потенциал РАН и ведущих вузов. Занимаем ниши, где велика потребность в качественной литературе, стараемся работать на реальную общественную потребность, то есть, в конечном счете, на динамично развивающийся рынок. "Академкнига" совместно с РХТУ имени Менделеева вот уже третий год реализует комплексную программу по выпуску учебников для вузов по химии, химической технологии, химическому машиностроению. "Плеадес Паблишинг Инк." накоплен опыт в создании учебных пособий для целого ряда стран - от Юго-Восточной Азии до Америки. Только для школ Таджикистана создано и изготовлено более 5 млн экземпляров учебников. И мы готовы принести этот опыт в Россию.
***
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Александр Шусторович - сын известного советского ученого-химика, эмигрировавшего из СССР. Выпускник знаменитой 45-й московской школы и Гарвардского университета сразу по двум специальностям - юрист и экономист. Получил степени MBA. PhD. Ha российском рынке - с 1991 года. Владелец группы компаний "Плеадес". ведущих бизнес по разным направлениям, в том числе медийные, издательские проекты.
***
Мы начали обновление сразу по нескольким направлениям: литература для специалистов, вузовский учебник, профильная и даже начальная школа