АКАДЕМИК ВАЛЕРИЙ ЧЕРЕШНЕВ: БУДУЩЕЕ РАН - В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИИ

08.09.2017

Источник: Поиск



“Для мыслящего человека необходимость Академии наук не может быть предметом сомнения или вопроса. Отсутствие первенствующего научного учреждения, как и университетов, невозможно в государстве просвещенном”.

В нашей стране Академия наук, как бы она ни называлась за минувшие 293 года своего существования (Академия наук и художеств, Императорская, Санкт-Петербургская академия наук, Академия наук СССР, Российская академия наук), всегда была высшим, первенствующим, главенствующим научным учреждением.

Являясь убежденным сторонником сохранения и целенаправленной поддержки академической формы организации науки, считаю, что в России она полностью подтвердила свою жизнеспособность и значимость заложенных в ее основу принципов деятельности. Благодаря Академии наук в стране создано уникальное научное сообщество. Академия наук всегда была государственным учреждением и благодаря государству развивалась.

Государственная забота о судьбе Академии никогда не походила на благотворительность, поскольку ее деятельность была величайшим благом прежде всего для самого государства. Именно поэтому синтез политической воли и научного разума дал отечественной истории образцы стратегического планирования, позволил Российскому государству не только выстоять в годы смертельных испытаний, успешно развиваться в условиях изоляции и технологической блокады, но и стать великой державой, одержать Победу в Великой Отечественной войне, восстановить и приумножить свою мощь, реализуя многие академические проекты, такие как Атомный и космический, освоение Северного морского пути, Сибири, Дальнего Востока, полупроводниковая революция и многие другие. Каждый раз интеллектуальным и стратегическим центром становилась Академия. Мы не имеем права отказаться от наследия, не имеющего аналога в мире.

Полагаю, что в ответственный период подготовки к выборам нового президента РАН и формирования новой Программы развития Академии основными задачами ее будущего руководства должны стать как учет мнений кандидатов в президенты и всех участников Общего собрания, так и пожелания Стратегии научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года №642), в которой рекомендована “активная деятельность по консолидации усилий федеральных и региональных органов государственной власти, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для использования достижений науки и технологий, определяющих конкурентоспособность российской экономики и эффективность национальной стратегии безопасности”. Кроме того, важно активное взаимодействие с властью для обсуждения широкого круга проблем о продолжении и конечных целях реформы РАН.

Реформа РАН 2013 года

Принятием Федерального закона №253-ФЗ 27 сентября 2013 года “О РАН, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” был дан старт крупнейшей трансформации российской науки за весь период ее существования.

Согласно ФЗ №253, РАН отвечает за научную сторону дела, ФАНО - за административно-хозяйственные вопросы. На практике, ФАНО по закону переданы все полномочия учредителя институтов и по распределению бюджетных средств. При этом РАН отстранена от распределения ресурсов, но должна полностью отвечать за состояние фундаментальной науки в стране. Продекларирована возможность РАН проводить фундаментальные исследования, однако идея “двух ключей” оказалась несостоятельной. ФАНО все чаще берет на себя функции научного руководства институтами, хотя создано для решения административно-хозяйственных проблем.

Таким образом, прошедшие три года реформирования РАН выявили проблемы, требующие законодательного решения для обеспечения дальнейшего продвижения реформы, целью которой должно быть совершенствование системы взаимоотношений РАН и ФАНО, при которых интересы науки приоритетны.

Ориентация на Стратегию научно-¬технологического развития страны

По настоянию РАН, в Стратегии научно-технологического развития РФ (Стратегии НТР РФ) обозначена необходимость повышения значения науки в научно-технологическом развитии страны: “Ключевую роль в этом должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на собственную логику. Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства”.

Стратегия НТР страны предусматривает формирование принципиально новых научно-технологических решений в интересах национальной экономики; реализацию эффективных мер по переходу к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы; обеспечение существенного повышения объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции.

Проблема трансформации разработок в конкретные промышленные технологии является общей для всех звеньев инновационного процесса: и академических институтов, и вузов, и производственных компаний.

Необходимо сделать все, чтобы реиндустриализация остановила деиндустриализацию в России, которая вместе с другими развитыми странами мира должна внести свой уникальный, достойный вклад в развитие шестого технологического уклада. Решение этих масштабных задач возможно при условии неразрывности всех этапов инновационного цикла от стадии получения новых фундаментальных знаний на основе потенциала научных и инженерных школ до стадии их практического использования, создания технологий, продуктов, услуг и их вывода на отечественный и зарубежный рынки.

Ориентация Стратегии НТР страны на преодоление технологического отставания от развитых стран, поручение Президента РФ В.В.Путина о формировании новой системы управления научно-технологическим комплексом также требуют кардинального пересмотра действующего законодательства в сфере науки. За 20 лет действия Закона о науке (№127-ФЗ, 1996) в него внесено более 50 поправок, проблемы науки затрагиваются более чем в 100 законах и 1500 подзаконных актах.

Правовые и законодательные инициативы

В настоящее время готовится проект нового Федерального закона “О науке, научно-технической и инновационной деятельности”.

Принятием нового Закона о науке удастся решить проблему отношений субъектов научной, научно-технической деятельности и бизнеса, в ведении которого сосредоточены основные производственные мощности и сфера услуг.

Необходимо законодательное решение следующих проблем:

- в новой структуре управления научно-технологическим комплексом страны необходимо законодательно зафиксировать РАН как головную структуру, отвечающую за развитие фундаментальных, междисциплинарных научных исследований в стране, научно-технологическое прогнозирование, научное обеспечение стратегического планирования;

- целесообразно пересмотреть статус ФГБУ (федеральное государственное бюджетное учреждение), который поставил РАН в полную зависимость от федеральных органов исполнительной власти, что препятствует выполнению функций по независимой экспертизе, оценке эффективности и т.д.;

- пришло время законодательно придать РАН особый статус - Государственная академия наук (по примеру госкорпораций, ведущих университетов, национальных исследовательских центров), обеспечивающий независимость РАН от административного давления.

Необходимо в Законе о науке более четко разграничить предметы ведения и полномочий между РАН и ФАНО и передать РАН следующие функции:

- утверждение направлений фундаментальных научных исследований, выполняемых в рамках реализации Стратегии НТР;

- экспертиза отчетов и полученных научных результатов;

- распределение средств на проведение фундаментальных научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований в РФ.

Совершенствуя и развивая законодательство о науке, важно максимально сохранить наработанный годами “правоприменительный” капитал: оправдавшие себя правовые акты и отдельные правовые нормы, учитывать особенности научной, научно-технической деятельности и научного труда, особенности среды для научного творчества.

Не менее важно определить, какие правоотношения в сфере науки не урегулированы, что должно регулироваться государством, а что научным сообществом. Государство предоставляет широкие права научной организации, в частности право научному коллективу на самоуправление. Однако правоприменительной практикой это слишком часто не подтверждается. Право на самоуправление все чаще низводится до формальной декларации.

В настоящее время ситуация неоднозначна в части стратегического прогнозирования: каким видится облик отечественной науки в недалеком и отдаленном будущем и, в частности, каким будет академический сектор, который претерпевает серьезные изменения в связи с принятием Закона о РАН, и где конечная пока не обозначенная граница этих преобразований?

Экспертиза в сфере науки

Исключительно остро стоит вопрос необходимости правового обеспечения организации и проведения государственной научно-технической экспертизы. Уровень риска при использовании предпринимателями РИД можно значительно понизить, если законодательно определить их правовые отношения с разработчиками новых технологий, права и обязанности предпринимателя и разработчика РИД. Это “цепочка” к решению одного из острейших вопросов востребованности результатов научно-технической деятельности.

Институт экспертизы России в сфере науки недостаточно обеспечен в правовом плане. Вопрос организации проведения экспертизы отдельных сфер деятельности решается на основании “отраслевых” федеральных законов, подзаконных актов, методических рекомендаций.

В связи с тем, что на Российскую академию наук возложены широкие полномочия, касающиеся экспертной деятельности, представляется целесообразным возложить на РАН весь спектр вопросов научной и научно-технической экспертизы, закрепить это законодательно.

Экспертная работа сопряжена, как правило, с высокой степенью личной и коллективной ответственности, поскольку она распространяется на сферу подготовки и принятия решений, в том числе и стратегических решений в области государственной политики. От качественной и объективной экспертизы зависит выбор стратегий и судьба масштабных проектов на всех стадиях их разработки и осуществления. Уже по одной этой причине выбор организации, на которую может быть возложена такая ответственность, должен определяться с учетом ее научного потенциала и спектра направлений деятельности, статуса и компетентности кадрового состава и многих других характеристик.

Именно Академия соответствует всем возможным критериям, но и эти функции требуют четкого правового обеспечения.

Интеграция науки и образования

Цель интеграции науки и образования - объединение научного и образовательного потенциалов в целях повышения уровня подготовки специалистов для науки, образования и отраслей народного хозяйства, а также активизации научных исследований.

Вопросы интеграции науки и образования имеют долгую историю, берущую начало от времени создания Российской академии наук. 8 февраля 1724 года Петр I утвердил проект положения об учреждении Академии наук и художеств, а также университета и гимназии при ней.

Очень важно, что основной целью создания научно-образовательной организации было научно-кадровое обеспечение развития отечественного производственного сектора, включая освоение природных богатств России. В истории отечественной науки и образования это был первый опыт создания единого научно-образовательного комплекса, согласно которому Академия являлась научно-исследовательским и учебным учреждением.

Особенность отечественного образования и науки состоит в том, что эти две сферы, несмотря на свое единство и неразделимость (генерация и распространение знаний), разделены в правовом поле. Правовое обеспечение интеграции образования и науки Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” было уточнено: научные организации РАН были наделены правом осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры и ординатуры, а также по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения.

Следует активнее расширять горизонты интеграции в направлении создания академических учреждений высшего образования, подобных академическому исследовательскому университету, организованному академиком Ж.И.Алфёровым в Санкт-Петербурге.

Повышение престижа и авторитета РАН

Стратегией НТР РФ самоуправление рассматривается как “...свобода научного и технического творчества: предоставление возможности научным коллективам и организациям, другим участникам исследований и разработок выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских, технологических задач при одновременном повышении их ответственности за результативность своей деятельности и значимость полученных результатов для развития национальной экономики и общества”.

Важнейшей задачей, стоящей перед разработчиками будущего закона о науке, является решение проблемы правового статуса научного работника. Представляется, что по мере совершенствования законодательства о науке статус научного работника будет прописан и правовое обеспечение его социальной защиты и гарантий будет законодательно закреплено. В отсутствие законодательно закрепленного статуса научного работника мы никогда не справимся с проблемой внешней и внутренней “утечки мозгов”, то есть с “потерями” ученых творчески активного возраста, как это происходит сегодня.

Необходимо с учетом предыдущего опыта подготовки Закона о науке обратить внимание на решение тех актуальных задач, которые до настоящего времени в полной мере не решены:

- создание среды для научного творчества, улучшение оснащенности исследовательского процесса и условий труда научного работника;

- развитие самоуправления научной и научно-технической деятельности;

- обеспечение взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти и научно-технической общественности в управлении научно-технологическим комплексом;

- участие научного сообщества на демократических началах в принятии важнейших решений в области науки и техники;

- прогнозирование развития науки, на базе которого должны определяться приоритеты научно-технологического развития;

- опережающее развитие фундаментальных исследований, установление тесной связи между наукой и образованием.

Кадровая политика

Одно из центральных мест в законодательстве о науке должна занимать государственная кадровая политика, в целях как подготовки, так и аттестации кадров высшей квалификации. В глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки.

Кадровая политика должна базироваться на прогнозировании необходимой потребности кадров соответствующих научных направлений, вопросы кадрового обеспечения науки должны решаться с учетом предложений научной общественности. Необходимо содействовать дальнейшему привлечению молодых ученых при сохранении специалистов старшего поколения, способных передать свой опыт.

Фундаментальные исследования должны оставаться основной сферой научной и научно-технической деятельности, обеспечивая новыми знаниями государство, общество, а также возглавлять цепочку инновационного процесса.

Реализация возложенных на РАН задач должна быть обеспечена кадрами, находящимися непосредственно в ее подчинении, материально-техническими средствами, а также законодательным закреплением отношений с органами государственной власти, в ведении которых находится сфера науки. В частности, необходимо наряду с учебной аспирантурой в соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” организовать научную академическую аспирантуру для подготовки научных кадров высшей квалификации.

Финансирование научных исследований

За последние годы изменилась структура бюджета институтов РАН: бюджет большинства институтов составляет заработная плата (до 70¬-80%), а остальное (20¬-30%) - коммунальные услуги. При этом важнейшим аспектом научной деятельности является эффективность научного труда. Основной причиной низкой эффективности большинства научных организаций в стране является отсутствие финансово подкрепленного госзаказа.

Грантовая система не дает стабильной занятости, кроме того, гранты, как правило, не позволяют решать комплексные задачи с участием нескольких лабораторий, что превращает структуру любого института в простую сумму независимых подразделений, не связанных ни общими задачами, ни интересами. Поэтому очень важным для НИИ должен быть финансово обеспеченный госзаказ.

Главная проблема и важнейшая задача - поддерживать высокий уровень фундаментальных исследований. Для этого необходимо суперсовременное научное и технологическое оборудование, следовательно, огромные финансовые вложения. Наиболее ценные приборы должны быть сосредоточены в центрах коллективного пользования и центрах мегасайенс, которые должны развиваться в приоритетном порядке.

Для повышения эффективности науки необходимы экстренные меры и усилия по примеру Программы обновления оснащения Вооруженных сил Российской Федерации. Требуется в течение 3-¬5 лет переоснастить материальную базу и продолжить эту работу, постоянно наращивая объем финансирования.

В Стратегии НТР обозначено, что финансовое обеспечение ее реализации осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ РФ, а также за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2% ВВП, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.

Внесение изменений в Закон о науке в части совершенствования деятельности фондов позволило активно развиваться грантовому финансированию как одному из направлений государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Разработчики новой редакции Закона о науке должны уделить внимание вопросам создания негосударственных фондов, привлечения физических лиц к инвестированию фондов.

В отличие от зарубежных ученых, российские исследователи даже при наличии финансирования месяцами ожидают поступления реагентов, абсолютное большинство которых в России не производится. При этом их стоимость для отечественного покупателя оказывается в 2-¬3 раза дороже, чем для зарубежных коллег. Необходимо найти возможность прямого беспошлинного приобретения расходных материалов у зарубежных фирм. Без решения этой проблемы мы все время будем отставать, а наши ученые будут вынуждены стремиться проводить исследования за границей.

Академическая наука в регионах России

2017 год - юбилейный для всех трех региональных отделений РАН: в мае исполнилось 60 лет Сибирскому отделению, в октябре свое 30-летие отметят Дальневосточное и Уральское отделения. И если федеральные округа связывают регионы по вертикали, то региональные отделения РАН объединяют страну по горизонтали, поскольку ученые этих отделений трудятся в 6 федеральных округах, формируя единое научно-исследовательское пространство государства. Очевидно, что благодаря созданию Сибирского, Уральского и Дальневосточного отделений РАН в стране появились крупнейшие научные центры, ведущие на мировом уровне исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Несомненна польза, которую они приносят для развития Российских регионов.

В структуры трех региональных отделений входили 15 региональных центров, которые объединяли все научные и инфраструктурные академические подразделения, работающие в конкретном регионе. В результате реформы РАН в 2013 году все региональные центры были переданы в ФАНО, а в структуре РАН остались только 3 региональных отделения без центров и без институтов. ФЗ №253 позволил ФАНО начать реструктуризацию научных организаций, в основном укрупняя их и создавая на их базе Федеральные научные центры (ФНЦ), Федеральные исследовательские центры (ФИЦ), Национальные исследовательские центры (НИЦ), Региональные научные центры (РНЦ). Процедуру организации РНЦ должно было представить Правительство РФ, но за три года реформ этого не произошло, что способствовало дезинтеграции территориальной структуры РАН и реальной ликвидации региональных научных центров, которые постепенно трансформируются в различные ФНЦ, ФИЦ и НИЦ. Станут ли они полноценными центрами региональной науки, представителями научной, образовательной общественности субъекта РФ? Необходимы пристальное мониторирование процесса трансформации региональных научных центров и внесение своевременных корректив.

Совершенствование форм академической деятельности

Необходимо добиваться существенного усиления распространения в средствах массовой информации и Интернете современных научных знаний, достоверной и объективной информации о деятельности РАН, достижениях и открытиях ученых, вести содержательный, активный диалог с обществом, способствуя его просвещению, бороться с проявлениями лженауки и невежества.

С этой целью необходимо объединение усилий РАН, Минобрнауки, ФАНО, ведущих университетов, госкорпораций для формирования единого информационного и образовательного пространства в целях популяризации науки. РАН и ФАНО необходимо объединить усилия, поскольку за три года реформы изменилось многое во взаимодействии РАН с ее институтами, утрачена координация между региональными тематическими отделениями РАН и научными центрами. Механизмы этого взаимодействия нужно разрабатывать вновь.

РАН необходимо продолжать и совершенствовать международное сотрудничество:

- участвовать в важнейших конференциях, международных научных проектах, редколлегиях престижных научных журналов, в руководящих структурах международных научных организаций, издании совместных журналов;

- расширять связи с учеными соотечественниками, работающими за рубежом;

- шире привлекать к совместной деятельности иностранных членов РАН;

- способствовать формированию международного научно-технического сотрудничества и интеграции, благоприятствующих повышению эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Важнейшей задачей является реализация в академических институтах известного указа Президента страны о повышении зарплат ученых до двух среднерегиональных (Указ Президента РФ №599 от 7 мая 2012 года). Осталось менее года до выполнения указа, и сейчас ФАНО очень активно интересуется его реализацией. Но в том же указе есть еще одна цифра - увеличить к 2015 году внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77% ВВП. Сейчас 2017 год, реально на науку выделяется около 1,15% ВВП. Как же можно повысить зарплату, не увеличивая запланированное финансирование? Очевидно, что необходимы коррективы.

Необходимо всесторонне, системно оценить появившиеся новые возможности, связанные с объединением в 2013 году трех бывших самостоятельных государственных академий: РАН, РАМН и РАСХН. Мы должны максимально эффективно использовать возможности междисциплинарных исследований ученых, объединенных в обновленную РАН.

Необходимо наполнить конкретным содержанием в ФЗ №253 понятие “научно-методическое руководство РАН научной и научно-технической деятельностью научных организаций и организаций высшего образования”. Требуется разработка четких механизмов реализации такого руководства в отношении более 2 тысяч подобных организаций.

Необходимо оптимизировать условия для расширения возможностей молодых ученых в деятельности РАН, разработать комплекс дополнительных мер, направленных на улучшение качественного состава членов РАН и более заинтересованное активное участие сотрудников академических институтов в жизни РАН.

Многое придется пересмотреть и переосмыслить.

Прежде всего, необходимо в соответствии с требованиями времени перестроить работу Президиума, тематических, региональных отделений, центров РАН, проанализировать работу многочисленных научных советов, комитетов, комиссий РАН, активизировать совместную работу с научными обществами и профессиональными союзами для совершенствования механизмов междисциплинарных исследований.

Важным является взаимодействие РАН, ФАНО и бизнеса для неотложной модернизации издательского комплекса “Наука”, выработки эффективной системы защиты интеллектуальной собственности российских ученых.

Следует совершенствовать научную систему подготовки школьников через сеть “малых академий” и многое другое.

Все это должно находиться в поле ответственности руководства РАН и ее президента.

Заключение

Стратегия НТР РФ задала новый вектор развития отечественной науки, особо обозначив ключевую роль фундаментальной науки в генерации новых знаний. Необходимо восстановление целостной системы организации фундаментальных научных исследований. Дальнейшие реформы науки должны быть направлены на восстановление РАН как научной организации мирового уровня, обеспечивающей получение новых знаний в интересах развития общества и государства, для создания новых технологий и современной системы образования.

Тезис “Наука - ключевой фактор развития России” должен быть в полной мере отражен в законодательстве о науке и подкреплен соответствующими мерами со стороны государства. В результате сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024