Научно-имущественная заморозка

07.11.2013

-

 

№ 43 (385) от 7 ноября 2013 [ «Аргументы Недели» ]

Президент В. Путин призвал Российскую академию наук (РАН) в лице В. Фортова и Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) в лице директора М. Котюкова ввести годичный мораторий на использование последним имущества академии и, так сказать, решение кадровых вопросов. Высшие научные функционеры с радостью согласились. Эффективные менеджеры и их кукловоды заметно расстроились.

Для многих в Академии наук решение президента о годовой заморозке на распоряжение ФА НО огромным имущественным и научным комплексом РАН стало полной неожиданностью. В коридорах научных институтов академии заговорили о том, что «Путин осознал, какую допустил ошибку, подписав закон о реформировании РАН и создании чиновничьей ликвидационной структуры в виде агентства».

«Дело в том, что буквально за два дня до встречи президента с Фортовым и Котюковым ему на стол якобы легло некое распоряжение правительства. В нём огромными списками перечисляется имущество РАН, Российских академий сельхоз и медицинских наук, подлежащее немедленной приватизации (уже в этом году). Под него попало практически всё имущество трёх академий. С мотивировкой «из-за катастрофического дефицита бюджета». Причём имущество готовилось к распродаже значительно дешевле рыночной цены», – прояснил «АН» ситуацию источник в Президиуме РАН.

И реакция Путина была молниеносной. Он отказался подписывать этот документ и дал понять, что, подписывая закон о реформировании РАН, имел в виду совсем другое.

«Ещё летом, за несколько дней до памятного заседания правительства, на котором было принято решение о запуске процесса уничтожения российской фундаментальной науки, члены Президиума академии получили документ «Для служебного пользования», в котором одной строчкой было сказано, что уже проведены все необходимые мероприятия для приватизации научных институтов. Тогда подумали, что не посмеют. Но правительство тут же внесло закон. И осенью, несмотря на многочисленные протесты, в том числе министра обороны С. Шойгу, главы МИД С. Лаврова и секретаря Совета безопасности Н. Патрушева, он был принят. То есть вначале были подготовлены документы на приватизацию, а потом её возможность была законодательно оформлена», – говорит источник. По его словам, «подобную сделку в своих интересах могло провернуть только то должностное лицо, которое имеет доступ к кадастровому учёту и другим нужным документам. Кто это, мы себе примерно представляем, но не пойман – не вор».

Беспрецедентный факт, что В. Путин фактически отказался от норм подписанного им самим закона, говорит о том, что за этот год может случиться всякое. Всё настойчивее идут разговоры о том, что после Олимпиады в Сочи всё правительство во главе с премьером М будет отправлено в отставку. А Госдума, которая дала зелёный свет уничтожению науки, на голубом глазу переиграет всё обратно. Такие примеры в новейшей истории уже были.

 

©РАН 2024