13 июля 2006 г. Можно ли использовать Стабфонд для обновления приборного парка науки? - спросили Президента России участники Интернет- конференции

13.07.2006



Ответы на вопросы, поступившие к интернет-конференции Президента России 6 июля 2006 года


12 июля 2006 года
Вопросы поступили на портал «Яндекс» и сайт Би-Би-Си в период с 30 июня по 6 июля 2006 года 
http://www.kremlin.ru/appears/2006/07/12/1724_type63376_108539.shtml


Вопрос 6: Уважаемый господин Президент! Острейшая проблема российской науки – катастрофическое состояние приборного парка, который устарел и неконкурентоспособен на международном уровне. Для обновления необходимо дорогостоящее импортное научное оборудование. Приобретение такого оборудования за рубежом заведомо неинфляционно для России, Как Вы считаете, можно ли использовать для этой важнейшей цели Стабилизационный фонд РФ?

Ответ: Разделяю вашу озабоченность. И хочу сразу сказать, что, выделяя деньги на науку, мы исходим в том числе из расчетов средств на приобретение приборов и другого научного оборудования. Отмечу, что все последние годы сохраняется положительная динамика бюджетного финансирования науки. Так, в 2006году бюджетные ассигнования на развитие науки и сферы высоких технологий составят 72,4 млрд руб., что на 14,1млрд руб. выше чем в прошлом году. При этом мы понимаем, что, конечно, даже этих денег не хватает. И бюджет остается пока основным источником финансирования исследований и разработок. Доля предпринимательского сектора составляет пока менее трети внутренних затрат в сфере науки.

Что касается Стабилизационного фонда, основанного 1 января 2004 года, то он является частью федерального бюджета и его средства предназначены прежде всего для обеспечения укрепления финансовой системы, бюджетной сбалансированности и сдерживания инфляции в стране.

Так, средства Стабилизационного фонда, которые, кстати, на 1 июля текущего года составили 2 066,8 млрд рублей, могут быть направлены на покрытие дефицита федерального бюджета при резком снижении цены на нефть на мировом рынке. Если же накопленная за год сумма превысит 500 млрд рублей, то в соответствии с законодательством о бюджете средства фонда могут использоваться и на другие цели. Например, в прошлом году из Стабфонда на нужды Пенсионного фонда перечислено 30 млрд рублей. Еще 643,1 млрд рублей было выделено на досрочное погашение внешнего долга России. Подобные выплаты будут продолжены.

Кроме того, часть средств фонда должна быть зарезервирована для обеспечения стабильных социально-экономических условий в стране на долгосрочную перспективу, то есть фактически в пользу будущих поколений.
Отмечу также, что серьезное внимание уделяется обновлению основных фондов. Так, за период 2002–2005 годов инвестиции в основной капитал выросли в 2 раза. Причем значительная доля этих инвестиций приходится на транспорт и связь, обрабатывающие производства и сектор добычи полезных ископаемых.
Постепенно стала сокращаться степень износа основных фондов в этих отраслях. Коэффициент обновления основных фондов за 2004–2005 годы в два раза превышал коэффициент выбытия основных фондов. Вместе с тем в целом этот коэффициент остается еще недостаточно высоким, а в ряде отраслей, например в электроэнергетике, коэффициент обновления составляет лишь 0,6%.

Кроме того, в последние годы государство предпринимает шаги по стимулированию технологического обновления производства, особенно в перерабатывающих отраслях. В текущем году отменены импортные пошлины на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России. Пошлины снижены до нуля в отношении почти 800 наименований промышленной продукции, поставляемой для авиа – и судостроения, металлургии, деревообработки и сельского хозяйства.

Ряд мер предпринят и в налоговой сфере. Так, с 1 января 2006 года в России действует общий порядок возмещения НДС по капитальному строительству. Это означает, например, что если строится завод, то НДС возмещается предприятию по мере строительства, а не после того как завод построен.
При расчете налога на прибыль с 1 января 2006 года компаниям также предоставлена возможность сразу включать в состав расходов 10% от стоимости приобретаемых средств.

И хочу подчеркнуть, что работа государства в этом направлении будет продолжаться.

 

©РАН 2024