В Томске придумали, как предотвращать авиакатастрофы

24.01.2017



Томские ученые создали систему предупреждения опасных метеорологических явлений. Аппаратно-программный комплекс позволит предотвращать чрезвычайные ситуации - например, крушение воздушного судна из-за неблагоприятных погодных условий.

Система, разработанная исследователями из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, будет искать опасные метеорологические явления конвективного происхождения. Например, интенсивные ливни, крупный град, смерч.

Синоптикам сложно их отследить, так как данные погодные явления связаны с кучево-дождевыми облаками размером до 10 км и время жизни таких явлений не превышает одного часа. На получение и обработку спутниковых снимков требуется слишком много времени. Между тем метеорологических локаторов на всю территорию России пока не хватает. По словам ученых, комплексы нового поколения способны решить эту проблему.

- Работать комплекс будет следующим образом: на основании состояния напряженности приземного электрического поля определяется близость конвективного облака. Это поле несет в себе внушительный заряд, который фиксируется благодаря датчику напряженности электрического поля, - сообщает официальное издание СО РАН "Наука в Сибири". - С помощью автоматического ультразвукового метеорологического комплекса и оптического измерителя осадков можно узнать основные метеорологические параметры: температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление ветра.

Исследователи получают эти данные с высоким временным разрешением - каждую секунду или чаще. Имея более быстрый доступ к информации, ученые успеют определить возникновение опасных метеорологических явлений, их потенциальных источников и предвестников. Это позволит предупредить чрезвычайную ситуацию. Ведь иногда для того, чтобы предотвратить крушение воздушного судна, достаточно на несколько минут задержать взлет или посадку.

Еще одна особенность нового комплекса - возможность автоматически измерять ряд метеорологических параметров, которые не способны определить стандартные системы. Например, скорость вертикального ветра, параметры турбулентности атмосферы, характеристики грозовых разрядов. Раньше эти показатели не удавалось получить автоматически из-за отсутствия соответствующих приборов.

Российская газета

©РАН 2017