Дмитрий Ливанов в поисках сверхзадачи

01.09.2014



ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ В ПОИСКАХ СВЕРХЗАДАЧИ

Согласно недавнему опросу ВЦИОМа, одним из самых непопулярных министров в РФ стал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Впрочем, нет, не так. Известность (популярность) министр все-таки приобрел, а вот любовь народную так и не заслужил. И это – несмотря на «честный ЕГЭ» и прочие успехи. В чем тут дело?

Будем объективны, угодить народу службой на ниве просвещения в нынешнее время практически невозможно, потому что на дворе не сложные 90-е, когда задача была одна – выжить. А сегодня стоит задача не выживания, а развития. И потому что образование – это та область, результаты деятельности которой видны практически в каждой семье. И сегодня эти результаты народ не убеждают.

Можно, конечно, опереться на формальные показатели. Берем, например, первые цифры итога ЕГЭ-2014. Что мы видим? Понижение порога оценки по русскому языку. Сам же министр признается, что министерство вынуждено было пойти на эти меры, иначе значительное число выпускников не получили бы аттестата зрелости (около 30 тыс.). Это с формальной (министерской) точки зрения.

Конечно, можно себя утешать мыслью, что все это благодаря тому, что мы стали «честнее» на ЕГЭ. Тем не менее ректоры вузов говорят о другом: с каждым годом снижается качество образования, ухудшаются знания выпускников школ. Значит, тщетность усилий министерства – вопрос отнюдь не праздный.

Но давайте пойдем в этом вопросе дальше. Тем более что двойка министру, выставленная народом, все-таки задела его. И на недавней встрече с молодежью Крыма он поспешил заявить, что не боится отставки, потому что его любимым занятием была и остается наука.

Прорыв в образовании сегодня невозможно достичь «достижением лучших показателей» и микроклиматом корпоративной министерской культуры. Его можно достичь созданием культурно-образовательной среды для всех, повсеместно. В конце концов министерству надо определиться – верен ли курс на поддержку только лидеров образовательного процесса. В том смысле, что надо ли продолжать углублять дифференциацию школ. Не пора ли задать нормальный уровень образования массовой школе в целом.

Формально говоря, Минобразования пытается это сделать. С помпой объявлено накануне 1 сентября о том, что выпускники средних школ в 2015 году будут писать выпускное сочинение. Но это именно формально. Оценка за это сочинение будет бинарной: «зачет» или «незачет». И само сочинение будет лишь формальным – тут уж без оговорок – допуском к сдаче все того же ЕГЭ. Это значит, что школьники, которых 10 лет отучали грамотно и связно излагать свои мысли (а кстати, и учить стихи) на письме, вдруг обязаны будут что-то «сочинять». Фактически два поколения школьников мы уже потеряли благодаря тестовой системе оценки знаний. Чтобы не потерять все последующие, надо честно признать, что эксперимент с ЕГЭ закончился провалом, и начать обучать школьников именно знаниям, а не способам навигации в гипермаркетах.

Очень хотелось бы понять и властный посыл: Министерство образования – оно для кого? Для удобства учителей, обслуживания родительских масс или для просвещения детей? До сих пор невозможно уловить, чего хочет добиться власть от Министерства образования. Для обслуживания интересов учителей есть профсоюзы, для родителей – худо-бедно, но развиваются образовательные сервисные услуги.

Министерство же образования, думается, призвано служить интересам детей. Не с массовкой, в виде детей на заднем плане, а для развития детей. Безусловно, выставляя двойку Ливанову, народ субъективен. Но не будем забывать давнего эмпирического правила социологии: народ прав даже в своих заблуждениях. И в то же время он, народ, объективен, потому что мыслит категориями общечеловеческими: неэффективный министр – это еще одно потерянное поколение школьников...

Независимая газета

©РАН 2024