Популяризация науки в базовых школах Российской академии наук: цикл лекций и семинаров профессоров РАН

19.12.2019



В первой половине декабря этого года Российская академия наук организовала проведение серии научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов для школьников и педагогов базовых школ РАН.

 Основной целью стала популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники среди старшеклассников базовых школ РАН, их ориентация на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий для развития интеллектуального потенциала регионов и страны в целом. 

В масштабном мероприятии приняли участие 47 профессоров РАН, которые на самом высоком уровне провели более 150 образовательных мероприятий для обучающихся и педагогов 70 базовых школ РАН, расположенных в 27 регионах нашей страны.  

Лекции, семинары, круглые столы проходили не только в школах, но и научных центрах, университетах, которые являются региональными научно-образовательными центрами поддержки базовых школ РАН и имеют возможность одновременно принять обучающихся нескольких школ, работающих под эгидой Академии наук. 

Например, встреча профессора РАН Бурлак С.А. со школьниками и педагогами гимназий № 36, 69 и лицея № 90 города Краснодара проведена в Кубанском госуниверситете, а для другой базовой школы РАН - гимназии № 8 г. Сочи, была организована интернет-трансляция (https://kubsu.ru/ru/node/24467).  

(jpg, 168 Kб)

Лекции для школьников гимназии № 25 и лицея № 14 г. Ставрополя «Год периодической таблицы: кремний и жизнь»; «Основы медицинской химии – от молекулы к лекарству» профессора РАН Негребицкого В.В. проведены в Северо-Кавказском федеральном университете, который также является центром поддержки базовых школ РАН в регионе. Состоялся круглый стол для педагогов, посвященный методам организации обучения (http://www.ncfu.ru/home/news/Akademik-RAN-prochital-lekcii-kol_nikam-v-SKFU).  

(jpg, 166 Kб)

Научно-познавательная лекция Вайнштейна И.А. на тему «Путешествие по наномиру» для обучающихся информационно-технологического профиля и их педагогов лицея № 110 г. Екатеринбурга прошла в научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ.

Лицеисты получили возможность познакомиться с оборудованием, используемом для проведения исследований по обсуждаемой проблематике. 

(jpg, 192 Kб)

Впрочем, возможность пригласить в свое учреждение школьников из других организаций имели и базовые школы РАН.

Например, во время открытой лекции Ермолова И.Л. на тему «Промышленная робототехника» в актовом зале многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска присутствовали обучающиеся и педагоги других базовых школ - лингвистической гимназии и гимназии №1, а также еще десять муниципальных школ, студенты и профессорско-преподавательский состав вузов региона. Общее число участников мероприятия составило 216 человек. 

(jpg, 189 Kб)

В некоторых регионах – участниках проекта создания базовых школ РАН образовательные мероприятия провели сразу несколько профессоров РАН.

Так, в гимназии № 9 г. Екатеринбурга Уральским отделением РАН организована лекция Неверова В.Н. на тему «Полупроводниковые гетероструктуры. Квантовый эффект Холла» (http://www.uran.ru/node/5836). 

(jpg, 185 Kб)

В гимназии № 2 г. этого города встречу со школьниками на тему «Как формируется биологическое разнообразие» провел профессор РАН Веселкин Д.В. (http://xn--2-7sbirdczi9n.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/item/933).  

(jpg, 170 Kб) 

В другой базовой школе РАН г. Екатеринбурга – лицее № 110 состоялась встреча Зырянова Г.В. с обучающимися естественно-научного профиля и их педагогами на тему «Теоретические и практические аспекты межмолекулярных нековалентных взаимодействий».  

(jpg, 193 Kб)

В этом учреждении о своих научных идеях рассказали и другие профессора РАН. 

В Красноярском Академгородке (гимназия № 13 «Академ») проведена встреча с профессором РАН Адониным Н.Ю., который прочитал для гимназистов и их учителей лекцию на тему «Химия моющих средств».

В этой же гимназии, а также лицее № 7 г. Красноярска прошла встреча с Таран О.П., в ходе которой обсуждалась тема «Комплексная переработка возобновляемого растительного сырья на основе новых «зеленых» технологий. Назад в будущее». 

(jpg, 172 Kб)

В Якутском городском лицее Большаков А.М. прочитал лекцию на тему «Основы прочности и надежности материалов и конструкций», а Марчук И.В. провел со старшеклассниками беседу «Теплофизика на земле и в космосе» (http://ygl.yaguo.ru/news/1102).  

(jpg, 211 Kб)

Подобный сценарий популяризации науки был реализован в Белгородской области.

Учащиеся лицея № 9 г. Белгорода получили возможность встретиться с Дергачевой Е.А. и обсудить особенности глобальной трансформации человека в условиях социально-техногенного развития мира, а также Строковой В.В., которая рассказала старшеклассникам о природоподобных технологиях в строительном материаловедении и строительстве. 

(jpg, 175 Kб)

Решая задачи популяризации науки, профессора РАН были нацелены на проведение мероприятий сразу в нескольких базовых школах РАН одного города.

Например, профессор РАН Борисов Д.И. выступил с лекциями в гимназии № 64, инженерном лицее № 83 и физико-математическом лицее № 93 г. Уфы. Со старшеклассниками рассмотрены темы: «Производные функции и способы их вычисления» и «Приближенные вычисления функций». 

(jpg, 189 Kб)

В свою очередь, лицей № 7, гимназия имени Басова и лицей «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» г. Воронежа принимали профессора РАН Кучменко Т.А. с лекциями на тему «Тайны искусственного обоняния», «Персональная диагностика в кармане». 

(jpg, 169 Kб)

Некоторые профессора РАН провели встречи со старшеклассниками базовых школ РАН сразу в нескольких регионах.

Например, лекции Наумова А.В., посвященные актуальным проблемам оптики и фотоники, методу детектирования флуоресцентных объектов с помощью оптического микроскопа, состоялись в целом ряде базовых школ РАН г. Ижевска и г. Саранска (https://www.schoolrm.ru/life/news/school/423881).  

(jpg, 186 Kб)

Необходимо отметить, что встречи профессоров РАН проводились не только в региональных центрах – участниках проекта создания базовых школ РАН.

Например, в лицее № 17 г. Северодвинска состоялась лекция профессора РАН Запорожца Д. Н. на тему «Случайные фигуры в геометрии». Среди слушателей - 39 обучающихся 8-11 классов – это победители, призеры и участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, а также педагоги этого учреждения. 

(jpg, 220 Kб)

Профессора РАН Неверов В.Н. и Новоселова А.В. посетили Политехническую гимназию г. Нижний Тагил, где со школьниками обсуждались вопросы, связанные с полупроводниковыми гетероструктурами и химией редкоземельных элементов (https://xn--c1atgl.xn--p1ai). 

(jpg, 188 Kб)

(jpg, 172 Kб)

В Сергиево-Посадском физико-математическом лицее и Химкинском лицее Московской области прошли встречи профессора РАН Кривелева А.В. со старшеклассниками и их учителями, на которых рассматривались вопросы импульсного управления электродвигателями с помощью микроконтроллеров (http://xn--k1abx.xn--p1ai/rossijskaya-akademiya-nauk-proekt-bazovye-shkoly-ran, https://sch17himki.edumsko.ru).  

(jpg, 189 Kб)

В свою очередь, для обучающихся Долгопрудненской гимназии лекцию на тему «Научный метод в гуманитарных науках» провел Десницкий А.С. 

(jpg, 160 Kб)

Российская академия наук выражает слова благодарности профессорам РАН за профессионально выполненную работу, самоотверженность и энтузиазм.

Слова признательности заслуживают также руководители базовых школ РАН и региональные координаторы, которые провели большую организационную работу, позволившую на высоком уровне реализовать масштабную серию научно-популярных лекций, семинаров и мастер-классов для школьников и педагогов базовых школ РАН.

©РАН 2024