П Р О Г Р А М М А ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (ПРОЕКТ)

26.10.2017



 

Проект

П Р О Г Р А М М А

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

I. Общие положения

Основанием для формирования Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2040 годы) (далее - Программа) являются Федеральный закон Российской Федерации от 27.09.2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 17), поручение Президента Российской Федерации от 15.01.2017 г. Пр-75 по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г. № 642, Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной политике», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.

В соответствии со ст.17 Федерального закона 253-ФЗ «О Российской академии наук…» Правительство Российской Федерации утверждает Программу фундаментальных научных исследований в Российской федерации на долгосрочный период по представлению Российской академии наук. Указанная программа входит самостоятельным разделом в Программу научно-технологического развития Российской Федерации.

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривает направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включает в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2040 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

Начало текущего столетия характеризуется глобальными трансформациями, обусловленными сменой модели социально-экономического развития, интенсивным научно-технологическим развитием. Развитые страны переходят на новую модель экономического развития, основанную на инновационной экономике.

В настоящее время в Мире нет единого подхода к организации научных исследований. Так, например, образовательные и научные системы развитых стран (США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, России и др.) зачастую различаются принципиально. Однако во всех системах присутствуют академический, университетский и отраслевой сектора науки. Доля этих секторов в общей структуре научно-инновационного комплекса определяется исторически сложившейся институциональной структурой и культурой, а также другими внешними условиями, включая стратегию развития государства.

До настоящего времени реформирование научно-инновационного комплекса Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

1. Перевод фундаментальной науки из академического сектора науки в крупные научно-исследовательские и технологические комплексы (НИЦ, Госкорпорации, инновационные структуры: Сколково, Роснано и др.) и университеты.

2. Ориентация российского научно-инновационного комплекса на встраивание в международное научно-технологическое пространство

3. Подход к науке как институту поддержки образования, оказывающему услуги, а не как к одному из основных факторов развития.

Предлагаемые подходы были закреплены в ряде федеральных законов, прежде всего Федеральным законом Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ "О Российской академии наук ", а также других законах и законодательных актах, направленных на реформу образования, создание национальных исследовательских центров, Российского научного фонда, присвоение особого статуса отдельным университетам и др.

В результате проведенных в 1991-2017 гг. реформ, в настоящее время система организации научных исследований в Российской Федерации носит фрагментарный характер, нарушено единое научно-технологическое пространство, отсутствует связь науки, образования, промышленности, разрушен конструктивный диалог между властью и научным сообществом.

Все это в совокупности привело к нарастанию технологического отставания от развитых стран, что представляет угрозу для национальной безопасности. Кроме того, введение рядом государств антироссийских санкций объективно требует поиска новой модели социально-экономического и научно-технологического развития.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) установлены национальные приоритеты: оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Их реализация требует современного научного обеспечения, прежде всего со стороны фундаментальной науки, задачей которой является получение новых знаний об основах мироздания, открытии законов развития природы, человека и общества.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642) рассматривается как документ стратегического планирования, направленный на научно-технологическое обеспечение приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности.

Целью Стратегии НТР является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. При этом ставится задача обеспечения парирования вызовов и угроз, обусловленных так называемыми «большими вызовами», определяемыми как «объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов».

Стратегией НТР установлено, что поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства.

Таким образом, на высшем государственном уровне фундаментальная наука признана самостоятельным приоритетом, а ответственность за ее развитие берет на себя государство. Поэтому следующим этапом должно быть восстановление целостной системы организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, что является важнейшим условием социально-экономического и научно-технологического развития страны, обеспечения национальной безопасности.

В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные научные исследования в гражданской сфере проводятся Российской академией наук, научными организациями, входящими в систему РАН - ФАНО, научными учреждениями Минобрнауки России, Минздрава России, Минкульта России, Минстроя России, находящимися под научно-методическим руководством государственных академий наук, национальными исследовательскими центрами "Курчатовский институт" и «Институт им. Н.Е. Жуковского», Федеральными ядерными центрами, государственными научными центрами, высшими учебными заведениями, в том числе Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными корпорациями.

Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории Российской Федерации проектов создания научных установок.

Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.

Программа является механизмом координации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации и инструментом осуществления Российской академией наук полномочий в части, касающейся координации фундаментальных научных исследований и научно-методического руководства научными организациями и образовательными организациями высшего образования, независимо от их ведомственной принадлежности.

II. Цель Программы

Целью Программы является получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества в интересах социально-экономического, научно-технологического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

III. Задачи Программы

Задачами Программы являются:

обеспечение единства научного комплекса;

создание междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям модернизации экономики;

повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий,

ускорение интеграционных процессов российской науки и образования,

развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, развитие ведущих научных школ;

развитие международного научного сотрудничества;

модернизация приборной и экспериментальной базы научных учреждений;

разработка и апробация новых механизмов организации и ресурсного обеспечения фундаментальных научных исследований;

повышение престижа науки в обществе и популяризация достижений фундаментальных научных исследований;

обеспечение конструктивного взаимодействия научного сообщества и органов государственной власти.

IV. Принципы формирования и реализации Программы

Единство требований для исполнителей фундаментальных научных исследований, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Свобода научного поиска.

Самостоятельность в выборе методов и средств реализации научных проектов, научных исследований и разработок

Соответствие компетентности и квалификации исполнителей уровню поставленных задач.

V. Структура Программы

Структурно Программа состоит из четырех мероприятий.

Мероприятие 1. «Фундаментальные научные исследования», финансируемые из средств федерального бюджета:

фундаментальные поисковые и ориентированные исследования, проводимые институтами РАН-ФАНО, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, ведущими научными организациями, ведущими университетами;

прогнозные и аналитические исследования, в том числе направленные на выявление больших вызовов;

фундаментальные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах «мегасайенс»;

фундаментальные исследования по стратегическим направлениям, определенным отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Мероприятие 2. «Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии НТР», финансируемые из средств, направляемых на реализацию проектов по приоритетным направлениям Стратегии НТР:

переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

Мероприятие 3. «Инициативные фундаментальные научные исследования», финансируемые государственными научными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований) в порядке, установленном уставами этих фондов.

Мероприятие 4. Ресурсное, материально-техническое и информационное обеспечение фундаментальных научных исследований:

кадровое обеспечение науки;

совершенствование системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации;

развитие интеграционных механизмов науки и образования;

создание фонда инструментального обеспечения фундаментальных исследований;

взаимодействие со СМИ, пропаганда научных знаний, борьба со лженаукой.

VI. Участники Программы

Участниками Программы являются федеральные органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие координацию, финансирование и исполнение фундаментальных исследований.

Координатор Программы - Российская академия наук.

Финансирующие организации:

Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций, Государственная корпорация «Росатом», Государственная корпорация «Ростех», Государственная корпорация «Роскосмос», Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд перспективных исследований, Фонд «Сколково».

Исполнители Программных мероприятий:

Российская академия наук, научные организации системы РАН-ФАНО России, научные организации и высшие учебные заведения, находящиеся под научно-методическим руководством государственных академий наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского», государственные научные центры, Федеральные ядерные центры, научные коллективы и отдельные ученые.

VII. Целевые показатели Программы

Целевые показатели реализации Программы должны обеспечивать возможность проведения оценки состояния и динамики развития науки в Российской Федерации.

Базовые целевые показатели Программы:

- Финансирование программы (в абсолютных показателях, доля в структуре ВВП, в сопоставлении с развитыми странами: США, Китай, ЕС, Великобритания, Германия, Франция, Япония)

- Численность научных работников, участвующих в реализации программных мероприятий;

- Заработная плата научных работников (в абсолютных показателях, относительно средней по стране, по региону);

- количество публикаций в ведущих российских и международных журналах по результатам исследований;

- количество защищенных диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук;

- количество новых учебных курсов и учебников;

- число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

- количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

- внутренние затраты на исследования и разработки (на 1-го исследователя), их доля в ВВП и абсолютных показателя по ППС.

VIII. Управление Программой

Общее управление Программой осуществляет координационный совет Программы.

Функциями координационного совета Программы являются:

определение направлений фундаментальных научных исследований и выделение перспективных научных тематик на основании проведенных прогнозных и аналитических исследований, а также предложений экспертных групп;

координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы;

подготовка предложений по финансовому обеспечению программных мероприятий и их представление в Российскую академию наук для дальнейшего направления в Правительство Российской Федерации;

подготовка предложений по совершенствованию системы организации фундаментальных исследований;

определение порядка представления участниками Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой публичной отчетности о ходе выполнения Программы;

рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, подготовке рекомендаций по ее эффективному выполнению и возможности практического использования результатов выполнения Программы;

подготовка рекомендаций по использованию результатов фундаментальных научных исследований;

подготовка сводного годового отчета по Программе для представления Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

организация взаимодействия со СМИ по вопросам освещения хода реализации программы, популяризации науки.

Координационным советом создаются экспертные и научные рабочие группы по вопросам формирования прогноза развития науки, техники и технологий, наукометрии и иных вопросов, необходимых для осуществления целей и решения задач Программы.

Экспертиза заявок на проведение исследования проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом на стадии реализации программных мероприятий, в случае если иное не установлено законодательством или документацией по мероприятиям Программы.

Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы.

Участники ежегодно представляют на рассмотрение координационного совета отчеты о фундаментальных исследованиях, проведенных в академическом, отраслевом и вузовском секторах науки.

Организационно-техническое и научно-методическое обеспечение работы координационного совета возлагается на Российскую академию наук.

Финансирование деятельности Координационного совета по программе, организационно-технического, научно-методического и экспертно-аналитического обеспечения осуществляется из средств федерального бюджета в объеме не менее 3% от средств, выделяемых на реализацию Программы.

IX. Порядок реализации Программы

Участники Программы:

разрабатывают планы фундаментальных исследований в соответствии с утвержденными направлениями фундаментальных научных исследований

обеспечивают выполнение и представляют в координационный совет Программы информацию о реализации планов фундаментальных исследований;

вносят в координационный совет Программы предложения об уточнении целевых индикаторов реализации мероприятий, а также о совершенствовании механизма реализации Программы;

организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы;

обеспечивают взаимодействие с общественностью по вопросам реализации Программы и популяризации научных знаний, в том числе через СМИ, сеть "Интернет", социальные сети и т.д.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, представители бизнес-сообщества принимают непосредственное участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий и определении возможности их практического использования и вносят в координационный совет предложения по корректировке направлений фундаментальных исследований.

По результатам рассмотрения координационным советом Программы отчётных материалов Российская академия наук разрабатывает ежегодный доклад Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о ходе реализации Программы и основных полученных научных результатах.

X. Ресурсное обеспечение

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в соответствии с утвержденными направлениями фундаментальных исследований и перспективных научных тематик с учетом финансового обеспечения фундаментальных исследований в объемах, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основным источником финансирования фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета (Подпрограммы 1,2,4), средства фондов поддержки научной деятельности (Подпрограмма 3), а также внебюджетных средств, направляемых на реализацию проектов в рамках приоритетных направлений, определенных Стратегией НТР (Подпрограмма 2).

 

 

Схема финансирования фундаментальной науки в Российской Федерации из средств федерального бюджета

СХЕМА (jpg, 39 Kб)

Согласно схеме:

1. Предложения по распределению ассигнований по направлениям фундаментальных исследований Российской академией наук направляются в Правительство Российской Федерации в соответствии со ст.7 Федерального закона от 27.09.2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук реорганизации государственных…».

2. Федеральное собрание Российской Федерации принимает государственный бюджет страны.

3. Министерство финансов России направляет в РАН выписку из бюджета по ассигнованиям, запланированным на фундаментальную науку.

4. РАН организует работу Рабочей группы для распределения ассигнований по направлениям фундаментальных исследований Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.

5. Минфин России включает расходы на фундаментальную науку в бюджетную роспись для каждого Министерства и ФАНО России.

6. Министерства, ведомства и ФАНО России осуществляют финансирование фундаментальных научных исследований, проводимых подведомственными научными организациями и ВУЗами.

 

XI. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы

Реализация Программы позволит:

создать научный задел для формирования современной технологической базы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

обеспечить единство научно-технологического и образовательного комплекса страны;

перевести научно-технологический комплекс на траекторию устойчивого роста с темпами, необходимыми для ликвидации разрыва со странами – технологическими лидерами;

обеспечить развитие ведущих научных школ, повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;

обеспечить возможности по практическому внедрению и применению отечественных результатов фундаментальных научных исследований в прикладных исследованиях и разработках;

обеспечить эффективное использование бюджетных ассигнований.

©РАН 2024