«Погружаясь в магию природы»

29.03.2019



«Погружаясь в магию природы»

Так называется выставка фоторабот океанолога М.В. Флинта в Галерее Классической Фотографии

Переходишь от одной фотоработы к другой — дух захватывает: суровая и неописуемая по красоте природа арктического архипелага Новая Земля, ущелья Кыргызстана, несущиеся с ревом горные реки, Аральское море (исчезающее, как известно) — зал за залом: огромные, прекрасного исполнения, хочется сказать, художественные полотна, но, на самом деле, авторские снимки, их более 80. В день открытия выставки народу здесь было — не протолкнуться.

 (jpg, 354 Kб)

М.А. Коберт, директор Галереи, при открытии выставки:

— Задачей художника, по мнению одного из импрессионистов, является умение видеть мир таким, какой он есть. Михаил Владимирович и есть человек, который видит мир таким, какой он есть, и это, безусловно, заслуга научного характера его деятельности — пытливость, въедливость. Эта выставка, по сути — как бы иллюстрация к научному докладу...

 (jpg, 458 Kб)

Слушая директора Галереи, невольно думаешь: а понял ли он сам глубину того, что сказал — о «научной деятельности» автора?

Мировая наука знает М.В. Флинта как исследователя, который открыл механизмы взаимодействия физических и биологических процессов в зонах океанических фронтов. Он первым осознал, что причиной низкой биологической продукции арктических сибирских морей является масштабное опресняющее воздействие речного стока, которое блокирует вертикальное перемешивание и поступление минерального питания в верхние продуцирующие слои. Им открыто явление уникального природного «биофильтра» и установлены механизмы его формирования в районах крупных арктических рек. Он установил, что экосистемы заливов Новой Земли, где локализованы крупнейшие в Арктике захоронения радиоактивных отходов, являются открытыми и активно взаимодействуют с прилежащими районами Карского бассейна, что определяет возможность широкого разноса радиоактивных загрязнений. Исследовал катастрофические явления в морских экосистемах — вспышки массового развития чужеродных и вредоносных видов планктона, глобальное по размерам цветение чужеродных кокколитофорид в Беринговом море. Возглавлял в этом море Российско-Американский проект по региональной биоокеанологии…

М.В. Флинт — участник и организатор более чем 45 морских и наземных экспедиций, причем, в большинстве из них он был либо начальником экспедиции, либо руководителем научных программ.

Вот откуда и вот почему такие фотографии!

(jpg, 516 Kб)

М.В. Флинт — известный в мире российский биоокеанолог, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова РАН, руководитель направления экологии морей и океана. Так что не просто фотографии здесь представлены. И не простого фотографа.

Переходя из зала в зал, по фотографиям видим, где он побывал как исследователь и путешественник: в Арктике и Монголии, на Галапагосских островах и Курилах, на Байкале и Кольском полуострове, на острове Врангеля, в Новой Зеландии, на антарктическом острове Макуори и коралловых атоллах Полинезии, на Чукотке, Аральском море, Каспии и плато Устюрт.

(jpg, 467 Kб)

(jpg, 549 Kб)

Еще в 14-летнем возрасте он впервые оказался на берегу Кольского залива, а далее участвовал в экспедициях в разных районах страны — сначала как рабочий, а потом и с самостоятельными научными заданиями. И одно из первых самостоятельных исследований (1967 год) было выполнено у северного побережья Чукотки — оценка влияния поселений морских птиц на продуктивность планктона. 

Специалист фотодела Владимир Онопко комментирует то, что мы видим в экспозиции:

— Мы с Михаилом Владимировичем знакомы давно и нашли общую тему. В последнее время пейзажная фотография приобретает «открыточный» характер и мы с этим не согласны. Михаилу Владимировичу хочется передать зрителю настоящее ощущение места, в котором он как фотограф находится, как бы погрузить его в атмосферу этого живого уголка природы. Чтобы человек впоследствии смог хотя бы отдаленно, но, все-таки, пережить то, что пережил автор. А, приехав туда сам, он увидел бы что-то знакомое и воскликнул: я это видел когда-то! Мы представляем два разных направления в фотографии. Я уже из цифровой эпохи, а Михаил Владимирович — представитель старой пленочной школы. Она совсем другая с точки зрения построения композиции, с точки зрения критичности по отношению к кадру, здесь кадрирование как экспозиция. Цифра же расхолаживает — у тебя больше возможностей и ты можешь увидеть сразу результат. А плёнка ошибок не прощает.  

Комментирует сам автор, Михаил Владимирович Флинт:

— Моя мама, Татьяна Львовна, морской биолог и палеонтолог, была великий человек, и она говорила: спеши делать воспоминания и езжай в те замечательные далекие края, куда тебе влечёт зов сердца. Я хочу, чтобы, когда вы посмотрите мою выставку фоторабот, у вас пробудился зов сердца. Чтобы он подтолкнул вас к тому великому, что открывает мир: он дарит нам любовь и возможность путешествовать.

Я беру фрагмент природы и, показывая его вам, хочу, чтобы вы увидели именно Природу, а не картинку о ней. Сегодня телефоны подменили нам человеческое общение, превратили его в суррогат. Ныне живущий классик сказал: и самовары у нас электрические, и сами мы неискренние. И я создавал выставку, чтобы она была одним из способов разрушить этот суррогат.

В каждом человеке заложена способность видеть и понимать Природу, глубоко в неё погружаться, но не каждому это открывается — просто жизнь ведёт его по другому пути. У нас есть несколько, образно говоря, великих «островов» — несколько пристанищ: вера, литература, музыка, природа… Но если будем говорить о музыке и о великой литературе, то видим, что «края» этих великих «островов», их «берега» часто размываются конформизмом, халтурой, продажностью, отсутствием таланта. И только природа лишена всякого рода компромиссов и даже когда человек своими руками создает огромные катастрофы, которые разрушают природу, она остается великой и бескомпромиссной.

 (jpg, 463 Kб)

Евгений Черняев, командир подводного аппарата, Герой России:

— Михаил Владимирович очень одаренный научный сотрудник и очень много делает в биологии. Он принадлежит лидирующей в мире научной школе Института океанологии РАН и об этом я хотел бы сказать два слова — потому что смотрел в объектив автор взглядом именно этой школы. Наш Институт, фактически головная организация в стране, очень важен для Российского государства потому, что океан занимает 72% площади Земного Шара. Он ещё не изучен, и изучить его не так просто. Найдены и полезные ископаемые, и геотермальные истечения — высокотемпературные чёрные курильщики, и многое, многое другое. Участвовать нашей стране в этом изучении важно потому, что уже на дне океана идёт раздел полезных ископаемых между государствами, и наша страна ни в чём не должна отставать — как мы были на вершине науки в советские годы, так надо пытаться и сейчас оставаться в этой лидирующей роли.

Я участвовал во многих международных экспедициях и неоднократно видел: приезжает, допустим, на наше исследовательское судно какой-то известный иностранный ученый, например, американский геолог, и начинает смотреть на наших ученых, на наши исследования, как бы это помягче выразиться — «снизу вверх». Потому что наше университетское образование, наше научное образование выше на голову. Убежден: мы не должны терять завоеванные ранее рубежи.

Это как раз и делает Михаил Владимирович. Расскажу случай. Наверное, все знают, что на знаменитом исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» работали наши подводные аппараты «Мир», они по сей день остаются по своей конструкции уникальными в мире, ничего аналогичного не построено. На финале их рабочей истории мы провели погружение в точке Северного полюса, потом три года работали на Байкале, потом в Швейцарии на Женевском озере — и аппараты встали, они сейчас требуют обновления. Когда они работали, мы всё время поддерживали их на современном уровне техники, разрабатывали новые агрегаты, ставили и меняли новую электронику — а сейчас они простояли уже больше семи лет. А их судно-носитель, которое досталось нам от советской эпохи и которое может работать на наибольшей дальности, было в таком состоянии, когда кончился его бесприбыльный фрахт, что его могли только списать на металлолом. Но оно сейчас продолжает работать — почему? Потому что Михаил Владимирович вложил в его восстановление часть грантов, которые он получил на свой исследовательский проект. Так самое большое судно-носитель «Академик Мстислав Келдыш» сегодня продолжает свою жизнь.

 (jpg, 589 Kб)

(jpg, 612 Kб)

Итак, Михаил Владимирович Флинт, который, кстати, является ведущим программы «У нас одна Земля» на Общественном телевидении России, приглашает на свою фотовыставку — она работает до конца марта. Приходите!

Сергей Шаракшанэ

 

 

©РАН 2024