Стоит напомнить, что первые физиологические кафедры и лаборатории, на базе которых стали возникать научные школы, находились во Франции и Германии. Наибольшую известность в XIX столетии приобрели школы Ф. Мажанди, Я. Пуркинье, К. Бернара, И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца, Р. Гейденгайна, К. Людвига. Создание первых отечественных физиологических научных школ связывается, как правило, с именами Ф.В. Овсянникова, И.М. Сеченова – бывших ординарным и экстраординарным профессорами кафедры анатомии человека и физиологии животных Императорского С.-Петербургского университета.
О Павлове существует огромная литература, и, тем не менее, о его учителях и их роли в формировании Ивана Петровича как ученого и человека, известно не столь много. Здесь же речь пойдет лишь о наставниках молодого Павлова, в прямом смысле этого слова, наставниках, которые познакомили его с основными законами и принципами физиологии, обучили его физиологическим приемам, логике и направленности научного мышления, приобщили к экспериментальному подходу в решении физиологических задач.