учительство, - говорил Павлов, - должны создать широкие благоприятные возможности для «известного напряжения» рефлекса цели. Развитие рефлекса цели и рефлекса свободы – обязательное условие полноценной жизни. Рефлекс цели и рефлекс свободы должны стать предметом тщательного изучения биологов, социологов, педагогов и воспитателей.
Проблемы физиологии высшей нервной деятельности, изучения поведения освещались Павловым на международных медицинских, физиологических и психологических конгрессах. В итоговом докладе «Физиология высшей нервной деятельности» на XIV Международном физиологическом конгрессе в Риме была выражена мечта о «величественном горизонте, все более и более открывающемся перед наукой, и об ее все углубляющемся влиянии на человеческую натуру и судьбу» [15].
Доклад Павлов заключил тезисом: «Приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу» [16]. Согласно Павлову это произойдет лишь тогда, когда объективное изучение поведения высшего животного и человека дойдет до той степени строгости и полноты, при которых физиолог будет в состоянии предвидеть все условия поведения.