Skip Navigation Links.
Collapse Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВРоссийские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Академик Иван Петрович ПАВЛОВАкадемик Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Путь И.П. Павлова к Нобелевской премииПуть И.П. Павлова к Нобелевской премии
Физиология как экспериментальная наука
Учителя, наставники и предшественники
В университете
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906)
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904)
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912)
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917)
В Бреслау у Гейденгайна
Сергей Петрович Боткин (1832–1889)
Докторская диссертация
Рудольф Гейденгайн (1834–1897)
Карл Людвиг (1816–1895)
Клод Бернар (1813–1878)
После заграницы
Врач для командировок
"Год Великого перелома"
Предыстория
Хронический эксперимент
Мнимое кормление
Павловский желудочек
Финишная прямая
Конкуренты Павлова
Экспертиза номинированных работ Павлова
Письмо ректора Каролинского института
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой
Реакция прессы
Нобелевская церемония
Реакция физиологов на присуждение премии
Денежная сумма премии и ее судьба
Пожелания Альфреда Нобеля
Переход к изучению высшей нервной деятельности
Вторая Нобелевская попытка
Досадный промах
Павловские Колтуши
Развитие исследований в Колтушах
Заключение
Collapse Увековечивание памяти Ивана Петровича ПавловаУвековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
Социально-политические взгляды И.П. Павлова
Страница 21

признают, что они в этой науке ничего не знают. Разве это не чрезвычайная опасность для науки» [27]. Отчуждение образования от науки Павлов считал угрозой и для науки, и для образования. Он активно противостоял действиям административно-бюрократической системы, направленным на лишение университетов и других вузов научной базы – исследовательских лабораторий. Он убеждал, что преподаватель вуза должен быть прежде всего исследователем. Вступительную лекцию в Военно-медицинской академии 23 сентября 1923 г. Павлов начал словами: «По академическому обычаю первую лекцию я читаю на общие темы… В последние годы я эту общую тему посвящаю внутреннему состоянию России… Я был, есть и остаюсь русским человеком, сыном родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство… Когда передо мною стал вопрос: быть или не быть родине, когда я боялся за судьбы родины, только тогда я почувствовал, до какой степени вся моя деятельность, хотя по сути своей интернациональ-на, до какой степени она связана с достоинством и интересами родины… Я потерял основной смысл своей научной деятельности при мысли, что родина погибла. Для кого же я тогда стараюсь…».

летием, Павлов не удержался от того, чтобы не подчеркнуть коренное различие их оценки Октябрьской революции. Отрицательные стороны революции Павлов видел в многолетнем терроре и безудержном своеволии власти, превращающих нашу и без этого довольно азиатскую натуру в позорно-рабскую. Я видел и вижу постоянно, – продолжал Павлов, много чрезвычайных примеров этого. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды, да; но не общее истинное человеческое счастье» [25]. В дискуссии с М. Горьким Павлов говорил: «когда так много говорят о новых фабриках и заводах, о пятилетках, то забывают основное: люди, обслуживающие эти фабрики и пятилетки, остаются на втором плане, человек в этих условиях превращается в машину. Между тем государству может быть полезным только гражданин с чувством собственного достоинства, твердыми принципами и взглядами» [26].

Беспокоясь за судьбу науки и образования, участь которых решает «диктатура пролетариата», Павлов с тревогой спрашивал: «И что же выйдет, если эту самую науку будут третировать люди, которые сами

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд