Skip Navigation Links.
Collapse Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВРоссийские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Академик Иван Петрович ПАВЛОВАкадемик Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Путь И.П. Павлова к Нобелевской премииПуть И.П. Павлова к Нобелевской премии
Физиология как экспериментальная наука
Учителя, наставники и предшественники
В университете
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906)
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904)
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912)
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917)
В Бреслау у Гейденгайна
Сергей Петрович Боткин (1832–1889)
Докторская диссертация
Рудольф Гейденгайн (1834–1897)
Карл Людвиг (1816–1895)
Клод Бернар (1813–1878)
После заграницы
Врач для командировок
"Год Великого перелома"
Предыстория
Хронический эксперимент
Мнимое кормление
Павловский желудочек
Финишная прямая
Конкуренты Павлова
Экспертиза номинированных работ Павлова
Письмо ректора Каролинского института
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой
Реакция прессы
Нобелевская церемония
Реакция физиологов на присуждение премии
Денежная сумма премии и ее судьба
Пожелания Альфреда Нобеля
Переход к изучению высшей нервной деятельности
Вторая Нобелевская попытка
Досадный промах
Павловские Колтуши
Развитие исследований в Колтушах
Заключение
Collapse Увековечивание памяти Ивана Петровича ПавловаУвековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
Традиции
Страница 47

деятельности покойного клинициста в ее лабораторной отрасли.

…Глубокий ум его, не обольщаясь ближайшим успехом, искал ключа к великой загадке, что такое больной человек и как помочь ему – в лаборатории, в животном эксперименте. На моих глазах десятки его учеников направлялись им в лабораторию» [60].

Лекции «Об уме вообще» и «О русском уме» (1919), в частности Павлов также начинает с обоснования своего права говорить на эту тему. Выполняя великую заповедь, завещанную классическим миром «познай самого себя», я спросил себя «какие права у меня на это, что я – историк русской культуры или психолог?» Нет, я ни то, ни другое – и однако мне кажется, что некоторое право у меня на эту тему есть.

Господа! Я юношей вошел в научно-экспериментальную лабораторию, в ней я провел всю свою жизнь, в ней я сделался стариком, в ней же я мечтаю и окончить свою жизнь… Я видел здесь неустанную работу ума, притом работу постоянно проверяемую: плодотворна ли она, ведет ли к цели или же является пустой, ошибочной. Следовательно, можно допустить, что я понимаю, что такое ум и в чем обнаруживается.

 

 

начинает именно с обоснования права говорить на эту тему. «Я – теоретик – должен прежде всего оправдать мое решение говорить сегодня. И это не представляется трудным. Покойный Сергей Петрович был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии, тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах выдвигают здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье – здоровье и жизнь. А темой моего доклада и служит отношение физиологии и медицины в вопросах пищеварения»  [59].

И еще о том же в речи «Современное объединение в эксперименте главнейших сторон медицины на примере пищеварения» (1899), посвященной 10-летию смерти Боткина. «Я поставил сегодня труды нашей лаборатории, их общую идею, мои мысли об отношении эксперимента к медицине под покровительство высокого имени чествуемого сегодня клинициста. Имею ли я на это право? Я не сделал бы этого, если бы не был убежден в этом праве. Я имел честь в продолжении десяти лет стоять близко к

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд