деятельности покойного клинициста в ее лабораторной отрасли.
…Глубокий ум его, не обольщаясь ближайшим успехом, искал ключа к великой загадке, что такое больной человек и как помочь ему – в лаборатории, в животном эксперименте. На моих глазах десятки его учеников направлялись им в лабораторию» [60].
Лекции «Об уме вообще» и «О русском уме» (1919), в частности Павлов также начинает с обоснования своего права говорить на эту тему. Выполняя великую заповедь, завещанную классическим миром «познай самого себя», я спросил себя «какие права у меня на это, что я – историк русской культуры или психолог?» Нет, я ни то, ни другое – и однако мне кажется, что некоторое право у меня на эту тему есть.
Господа! Я юношей вошел в научно-экспериментальную лабораторию, в ней я провел всю свою жизнь, в ней я сделался стариком, в ней же я мечтаю и окончить свою жизнь… Я видел здесь неустанную работу ума, притом работу постоянно проверяемую: плодотворна ли она, ведет ли к цели или же является пустой, ошибочной. Следовательно, можно допустить, что я понимаю, что такое ум и в чем обнаруживается.