Skip Navigation Links.
Collapse Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВРоссийские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Академик Иван Петрович ПАВЛОВАкадемик Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Путь И.П. Павлова к Нобелевской премииПуть И.П. Павлова к Нобелевской премии
Физиология как экспериментальная наука
Учителя, наставники и предшественники
В университете
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906)
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904)
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912)
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917)
В Бреслау у Гейденгайна
Сергей Петрович Боткин (1832–1889)
Докторская диссертация
Рудольф Гейденгайн (1834–1897)
Карл Людвиг (1816–1895)
Клод Бернар (1813–1878)
После заграницы
Врач для командировок
"Год Великого перелома"
Предыстория
Хронический эксперимент
Мнимое кормление
Павловский желудочек
Финишная прямая
Конкуренты Павлова
Экспертиза номинированных работ Павлова
Письмо ректора Каролинского института
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой
Реакция прессы
Нобелевская церемония
Реакция физиологов на присуждение премии
Денежная сумма премии и ее судьба
Пожелания Альфреда Нобеля
Переход к изучению высшей нервной деятельности
Вторая Нобелевская попытка
Досадный промах
Павловские Колтуши
Развитие исследований в Колтушах
Заключение
Collapse Увековечивание памяти Ивана Петровича ПавловаУвековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
Учение об условных рефлексах
Страница 15

Генетические исследования в области физиологии высшей нервной деятельности начались по рекомендации Н.К. Кольцова. Специальная генетическая группа была создана Л.А. Орбели. Однако эти исследования были насильственно прерваны в результате мрачной августовской сессии 1948 г.

Условно-рефлекторная теория Павлова опиралась на три принципа естествознания: принцип детерминизма, принцип приурочения динамики к структуре и принцип анализа и синтеза.

Особое место в творчестве Павлова занимают две работы: «Рефлекс цели» (1916) и «Рефлекс свободы» (1917), обычно мало привлекающие внимание исследователей, Павлов относил эти рефлексы к категории врожденных свойств организма. Рефлекс цели Павлов рассматривал как важный фактор поведения, как важнейший стимул жизни. Подчеркивая огромное жизненное значение рефлекса цели, Павлов говорил: «Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели… Но когда нет цели, теряется и смысл жизни, жизнь перестает привязывать к себе человека. Именно в этом причина самоубийств» [14]. Общественность и государство,

процессов (раздражительного и тормозного) – силы, уравновешенности и подвижности Павлов выделил три типа нервной системы – уравновешенный, возбудимый и тормозной. Обращаясь к классификации темпераментов Гиппократа –холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический – Павлов видел полное согласие результатов эксперимента на собаках с этой классификацией. «Наш возбудимый тип – это холерический, тормозной – меланхолический. Двум формам центрального типа отвечали бы флегматический и сангвинический темпераменты» [13].

В 20-х годах формировались два новых направления физиологии высшей нервной деятельности – сравнительная физиология высшей нервной деятельности и изучение высшей нервной деятельности человека. Объектом исследований Павлова служили собаки и обезьяны; его учеников: асцидии (Е.М. Крепс), рыбы (Ю.П. Фролов), птицы (Н.А. Попов и Б.И. Баяндуров), амфибии и рептилии (Н.М. Никифоровский, Э.А. Асратян).

Был создан самостоятельный раздел патофизиологии – учение об экспериментальных неврозах, согласно которому невроз трактовался как грубая модель функционального заболевания нервной системы. Велики заслуги в создании учения об экспериментальных неврозах ученицы Павлова М.К. Петровой.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд