ШКВАЛ НАД ОКЕАНОМ
16.03.2007
Источник: Поиск
Огневая мощь российского флота возрастет благодаря новым разработкам ученых
Доктор технических наук Шамиль АЛИЕВ - один из авторитетнейших ученых в области торпедно-ракетного оружия. Работает главным конструктором систем автоматизированного проектирования противолодочных торпед ОКБ завода "Дагдизель", руководит Центром прикладных, информационных, оборонных и стратегических технологий при правительстве Республики Дагестан. Он также советник главнокомандующего ВМФ России. Издательство "Наука" продолжает выпуск многотомной малой энциклопедии "Торпедное оружие", главным научным редактором которой он является. В одну из командировок Ш. Алиева в Москву с ним встретился наш корреспондент Игорь Горюнов и попросил рассказать о малоизвестной широкой аудитории отрасли вооружения.
- Современная торпеда - это сконцентрированное воплощение передовых научных идей, новейших материалов, источников энергии, технологий и теоретических разработок, по которым можно судить об уровне развития науки и техники, экономических возможностях производящего ее государства, - говорит Ш.Алиев. - Россия всегда занимала передовые позиции в мировом торпедостроении и не должна растерять накопленный богатый научный, технический и производственный потенциал в этой области. Развитие современной цивилизации свидетельствует об обострении конкурентной борьбы за доступ к природным ресурсам, в том числе и находящимся на морских и океанских просторах. Контроль над этими стратегически важными регионами может обеспечить только военно-морской флот. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать его бурного развития. Если учесть огромную возрастающую роль торпед для подводных лодок, надводных кораблей, морской авиации и ракет-носителей, то можно прогнозировать изменение характера боевых действий на океанских просторах. Они, прежде всего, переместятся в основном в подводную сферу. Чтобы решать стоящие перед ВМФ стратегические задачи, наша страна, в частности, должна иметь современную торпедостроительную отрасль. Для этого необходимо обеспечить эффективное взаимодействие академических и отраслевых институтов, конструкторских бюро, вычислительных центров, полигонов опытного и серийного производств. Вне всякого сомнения, опыт российских торпедостроителей позволит создать оружие новых поколений, обеспечивающее современные показатели по дальности, скорости, глубине хода торпед, усилению их поражающего фактора, уменьшению шумности и т.д.
Между тем без хорошей теории, без системного исторического взгляда на развитие торпедостроения невозможно хотя бы в общих чертах дать прогноз на развитие торпедного оружия в предстоящие десятилетия. Более того, в сфере планирования разработок, приобретения и обновления вооружений и военной техники очень важен переход от интуитивных методов к хорошо структурированной научно обоснованной системе. Таковой как раз и является теория аналитического проектирования подводных объектов: торпед и ракет. Торпеда - это комплекс различных систем, в каждой из которых господствует определенная математическая или техническая идея. Что касается аналитического проектирования, то это более целенаправленная система, включающая в себя разработку математических моделей, линейные и нелинейные принципы программирования, планирование эксперимента и т.д. Можно даже сказать, что это математический взгляд на задачу проектирования торпедного оружия.
Именно на стыке технических идей с математикой возникла прославленная русская механико-математическая школа во главе с Н.Жуковским, П.Чебышевым и С.Чаплыгиным. В первых торпедах, которые были созданы нашим соотечественником Иваном Александровским и англичанином Робертом Уайтхедом, математики было мало. Сегодняшнее, а особенно завтрашнее, торпедостроение без математизации немыслимо. В связи с этим вполне уместно говорить о торпедной математике, призванной обслуживать процесс исследований, проектирования и разработки торпед. Предлагая такое название, мы хотим обратить внимание на возрастающую роль интеграции различных разделов математики для расчета гидродинамических, аэроакустических, электромагнитных и других эффектов при проектировании торпед. С определенной натяжкой можно сказать, что торпедная математика состоит в идейном родстве с теорией искусственного интеллекта.
- Шамиль Гимбатович, когда была создана теория аналитического проектирования торпед?
- Разработка этой теории - итог многолетних исследований в области теоретического и практического кораблестроения целого коллектива ученых из Санкт-Петербурга и Дагестана. В силу закрытости наших работ мы долгое время даже не предполагали, что наступит пора, когда сможем опубликовать полученные результаты в открытой печати. Первую попытку систематизированного изложения теории аналитического проектирования мы вместе с Анатолием Скоробогатовым и Георгием Копзоном предприняли в 1997 году. Тогда в издательстве "Наука" в Москве вышла книга "Фундаментальные технические комплексы. Теория аналитического проектирования". В ней для сотрудников НИИ и опытно-конструкторских подразделений был изложен не имеющий аналогов в мировой практике подход к разработке моделей и алгоритмов теории проектирования фундаментальных технических комплексов.
- После публикации в открытой печати теория аналитического проектирования стала известна широкой научной общественности. Не повредит ли это безопасности нашей страны?
- Ознакомиться с теорией мало, надо иметь очень большой опыт ее практического использования. На это потребуется огромное время, а за этот период в России будет сделан новый крупный шаг вперед. Так что обороноспособности России ничто не угрожает.
- Какими вам представляются тенденции развития ВМФ и торпедостроения в XXI веке?
- Вне всякого сомнения, огромную роль будут играть системы наземного и космического базирования для контроля над обширными морскими и океанскими территориями. По мнению экспертов, к 2030 году появятся подводные корабли-арсеналы, вооруженные крылатыми и баллистическими ракетами. Они могут иметь на борту от нескольких сотен до нескольких тысяч ракет. Некоторые проекты кораблей-арсеналов уже имеются, скажем, американский проект "Дженерал дайнемикс - Бэт айрон воркс". Кроме того, активную роль станут играть ударные беспилотные летательные аппараты. Неизмеримо вырастет роль различных следящих систем и систем распознавания образов. Будут продолжаться проработки новых видов противолодочного оружия, где в качестве боевых частей окажутся торпеды. К примеру, уже созданная на основе ракеты "Томагавк" крылатая ракета имеет возможность, поднявшись из морских глубин, долететь до района обнаружения подводной лодки и вести там целенаправленный поиск.
- Каковы наибольшие скорости торпед будущего? На каких максимальных глубинах они будут действовать?
- В силу специфических условий водной среды глубины больше одного километра в ВМФ считаются "неактуальными" для разработки торпед и подводных лодок. Что касается легких торпед, то диапазон их скоростей от 30 до 55 узлов, для тяжелых торпед - от 35 до 70 узлов. Если говорить о скоростях подводных ракет, которые пока создаются только по заказу российского ВМФ, то они достигают порядка 200 узлов. Кстати, первый технический макет ракет подобного типа ("Шквал") был изготовлен в Дагестане примерно 50 лет назад.
- Чем объяснить, что только Россия занимается проблемами подводного ракетостроения?
- Так категорично заявлять, может быть, и не стоит. Мы знаем о внимании зарубежных ученых к данной тематике по косвенным источникам, например, пристальному интересу к решению таких абстрактных задач теоретической гидродинамики, как теория струй. Что касается причин их отставания в этой области, на наш взгляд, главная - в чрезвычайной математической трудности формирования управляемой каверны (образования полости при движении торпеды). В СССР и России этой проблемой давно занимались ведущие механики-математики и достигли здесь неплохих результатов. В этом я еще раз убедился, работая в архивах, где знакомился с наследием основоположника теории реактивных двигателей академика Бориса Стечкина.
Вообще не следует забывать, что в настоящее время мы живем в очень неспокойном мире и должны быть готовы к парированию различных нетривиальных угроз. Так, уже сейчас появляются немалые возможности для скрытного проведения различных террористических акций. Опасность подводного терроризма резко усиливается в связи с появлением сверхмалогабаритных подводных аппаратов, иногда размером с шариковую ручку и весом от 500 граммов до двух килограммов. Их пуск в принципе может осуществлять обычный водолаз. Уберечь от поражения такими объектами корабль или атомную лодку, на которой находятся 24 баллистические ракеты, очень непросто.
Миниатюризация торпедного оружия позволяет также создавать необитаемые самоходные подводные аппараты, управлять которыми можно с помощью бортового компьютера. Помимо их использования в военных целях и для проведения террористических акций они могут применяться и для организации преступного бизнеса. Например, для транспортировки наркотиков с одного континента на другой. Кстати, недавно в горах Южной Америки полицией была найдена миниатюрная подводная лодка, правда, в разобранном виде.
Высокая скрытность и большая опасность подводного терроризма требуют не просто пристального внимания к нему всего мирового сообщества, но и налаживания широкого международного сотрудничества (конечно, в пределах, не ущемляющих национальные интересы) для предотвращения этой угрозы. И такое взаимодействие уже есть. Так, в прошлом году в рамках регулярных обменов делегация российских ученых и специалистов по проблемам флота побывала в Вашингтоне, Сан-Франциско и других городах США, где ознакомилась с организацией стратегических работ американских коллег в военно-морской области, структурой исследований (их тематика, естественно, не раскрывалась), культурой производства, организационной и коммерческой деятельностью, направленной на форсированное достижение поставленных целей.
Мы посетили новые корабли, видели авианосцы и подводные лодки, заводы, в том числе специального назначения. В ходе визита устанавливали новые контакты, обменивались опытом, обсуждали программу будущей совместной деятельности. У каждой из сторон есть закрытая и открытая тематика исследований. Чтобы не распылять средства, можно договориться о направлениях исследований и избежать дублирования работ.
- Кстати, какова цена разработки современной торпеды?
- Цифры колеблются, но их порядок я могу назвать. Например, США разработка программы тяжелой торпеды МК-48 обошлась в 500 миллионов долларов, а на торпеду МК-50 было потрачено больше 700 миллионов долларов. Тенденция к росту стоимости налицо, и это заставляет разработчиков задумываться о создании дешевых торпед. Так как они не имеют соответствующих систем наведения на цель, их относят к классу "выстрелил и забыл".
Огромная стоимость новых подводных разработок побуждает Россию и США договориться, чтобы ученым и конструкторам двух стран был выделен участок работы в области разработки средств защиты от террористической угрозы.
Стоит отметить, что помимо всего прочего самоходные подводные аппараты - эффективное средство освоения Мирового океана. Их создание - очень перспективное коммерческое направление, так как человечество для обеспечения добычи находящегося под морским дном сырья и извлечения различных биоресурсов будет все глубже уходить в океанские глубины. Это потребует создания длительных обитаемых станций и соответствующих транспортных систем. Так что тесное международное сотрудничество в этой области необходимо и для мирного освоения подводного пространства.