SCIENCE-ART: союз науки и искусства

18.09.2017



(jpg, 212 Kб)

12 сентября в Архиве РАН открылась выставка-фестиваль «Образостроение-2017. Конвергенция искусства и технологии», параллельная программе Московской биеннале современного искусства- 2017. Все слышали о скором вступлении цивилизации в шестой технологический уклад, базовыми технологиями которого объявлены нано-, био-, инфо- и когнитотехнологии. Выставка объявила программной для себя задачей — изменить образ предполагаемого технологического будущего путем внесения в него «пятого» элемента — Искусства.

В выставочных залах Архива РАН представлены разнообразные произведения — как традиционные живописные, так и с использованием информационных технологий, есть живописные статичные произведения, есть и динамичные. Приводим в порядке комментария несколько суждений тех, кто имеет прямое отношение к организации данного мероприятия.

(jpg, 338 Kб)

(jpg, 257 Kб)

И.А. Урмина, доктор культурологии, руководитель музейно-выставочный группы Архива РАН. Наука и искусство — две части нашей культуры. Три великих постмодерниста Жан Франсуа Лиотар, Мишель Поль Фуко, Жак Деррида подарили нам возможность многозначности образов — научных структурно-логических — которые мы воплощаем в аккумулированных знаниях, и образов искусства, которое не знает структурных границ.

Н.А. Наумов, математик, художник, куратор выставочных проектов. В чем суть науки и искусства? Они как бы дополняют друг друга, взаимодействуют, моделируют: получаем научную модель художественного процесса. Посмотрите живописную модель базонов Владимира Конарева на втором этаже — это захватывающе!

(jpg, 265 Kб)

О.А. Победова, член-корреспондент Академии художеств, заслуженный художник РФ. Хочу поблагодарить Архив Академии наук, предоставивший это замечательное пространство, и Николая Наумова, который собрал нас на эту прекрасную выставку. Художники, которые работают не только с традиционными материалами, волей-неволей выходят на высокие технологии, новые разработки в науке.

(jpg, 642 Kб)

И.Н. Вольнов, к.т.н. заведующий кафедрой МГИУ. На каком принципе построено научное мышление? Позитивисты дали ответ: на принципе экономии мышления. А творческая деятельность человека? — На принципе избыточности мышления и деятельности. Здесь мы как бы смыкаем два противоположных полюса, которые и задают возможности нашего мышления. Почему это важно? Будущее сейчас является предметом сильного столкновения на всех уровнях — идеологических, смысловых, политических, цивилизационных. И в будущем мы видим умную машину, наделенную искусственным интеллектом, которая полностью вытесняет нас с вами с исторической арены — это вызов человечеству. Есть ли у нас адекватный ответ? — Это чуть ли не самое принципиальное, что стоит сейчас перед человечеством. Если мы разделим интеллект и мышление, то мы поймем, что человек наделен мышлением. И в этом наш с вами шанс — ответить на этот вызов.

(jpg, 195 Kб)

И.А. Чаева, с.н.с. музейно-выставочной группы АРАН. У художников и ученых разные системы мышления. Мы относим мышление ученых к левому полушарию, а художников — к правому. У тех же художников, которые занимаются наукой, воплощенной в искусстве — работают два полушария. Т.е. им доступны те и другие области. Недавно на экспериментальном комбинате, где отчитывалась группа художников-керамистов, многие художники с недоумением смотрели на работы Николая Наумова, кто-то даже похохатывал. И эти же художники подходили ко мне с каким-то откровением после того, как им объяснили суть в работах Наумова, какие здесь воплощены глубокие психологические проблемы. Чтобы понять эти работы, надо иметь широкие «двухполушарные» мыслительные возможности — тогда эти работы побуждают к раздумью и раскрытию внутренних смыслов.

(jpg, 283 Kб)

Ю.М. Батурин, член-корреспондент РАН. У меня есть свои мысли по поводу каждого из произведений, которые я вижу здесь. Есть произведения поп-арта, и я вспоминаю, что, может быть, я был первый (а, может быть и последний), кто на борту космической станции использовал объекты искусства, в т.ч. и произведения поп-арта, как предметы экспериментов. Поп-артом очень интересуются психологи (а не только рекламщики), психологи в подобных объектах выявляют особенности человека, скажем, применительно к деятельности оператора космического аппарата — они знают, что мы не просто рассматриваем эстетический предмет, а он несет в себе для нас определенную научную ценность. Вот здесь, на выставке в произведении Геннадия Васильева можно видеть построение пространства с помощью квадратов — не исключено, автор и не подозревает, что его произведение является наглядным визуальным отображением кватернионов (есть такой объект в математике — гиперкомплексные числа, где три мнимых единицы и одна действительная часть). Вот и выходит: это не просто абстрактный математический объект, а он используется для ориентации космических аппаратов. Повороты этих квадратов, собственно говоря, есть повороты этих кватернионов. Думаю, найду еще много интересного на выставке.

(jpg, 129 Kб)

А.Г. Пушкарев, художник, к.т.н., проф. кафедры дизайна Гуманитарно-прикладного института НИУ «МЭИ». Созерцательное восприятие объектов способствует открытию новых границ индивидуального восприятия, образных решений. Нужен некий визуальный континуум, в котором зритель открывает для себя движения и образы. Мы живем в эпоху постмодерна, когда начинает доминировать клиповое мышление — активный проект, фактор движения, постоянное изменение ситуации, перфоманс. Есть и другой вид мышления — медитативный, аналитический. Работы, представленные здесь, статичны, статика требует фона, фокусировки акцентировки того что есть — движение проходит по поверхности. В нашей стране еще в восьмидесятые на Каширке была выставка «Геометрия искусства», но в девяностые кто-то уехал, кто-то изменил профессию, в то же время во всем мире сайнс-арт — это тренд, он существует, развивается, завоевывает рубежи, да еще в соединении с технологиями. То, что сейчас эта выставка в рамках Московского биеннале организована — знак того, что этот тренд и у нас окрепнет, получит поддержку, паблисити.

Ю.С. Воронков, проф. РГГУ, зав. каф. истории науки Института истории естествознания и техники РАН. Отталкиваясь от имен Яна Вермейера, В.И. Вернадского, Б.В. Раушенбаха, видим, что взаимосвязи науки и искусства лежат и в основании учебного процесса — отвечают на вопрос «как научить?». Например, каким образом донести до студентов с помощью современных технологий, т.е. как бы через игру, существо творчества Леонардо да Винчи — человека универсального, соединяющего в себе одно, другое, третье? Мы ставим задачу — не просто копирование работ Леонардо, а как бы погружение в процесс его творчества. Делаем так: рисунки Леонардо сканируются, на их основании делается 3D-модель из нее 3D-объект. Это — совершенно новая реальность! Леонардо не делал этого, не изменял мерность своих объектов, не воплощал их в пространстве. Но ребята, которые проходят через эту практическую работу, знакомятся с работами Леонардо, погружаются, пытаются представить — новая реальность требует осмысления, метрологического обоснования, она существует. Здесь открываются большие перспективы: соединение науки, искусства и образования с применением современных технологий меняет возможности человека в познании мира, в обучении, в создании нового мира. Здесь на втором этаже представлены пять экспонатов — работы Леонардо да Винчи в 3D.

(jpg, 430 Kб)

И.А. Чаева. Приведу несколько названий явления, которое мы видим: арт-сайнс, сайнс-Арт, научное искусство, наукоемкое искусство, наукообразное искусство… То есть мы живем в эпоху, когда еще не определены границы явления. Зачем нужен союз искусства и науки, что их взаимодействие может дать культуре? Наука и искусство могут посмотреть на себя со стороны, проанализировать противоположную сферу культуры — так можно достичь компромисса в споре физиков и лириков, который ярко разгорелся в середине ХХ века с нахождением на наших глазах общего проблемного поля науки и искусства.

И.Н. Вольнов. Обращаю внимание: наши коллеги из Европы и Америки предложили уже с десяток моделей будущего, и весь мир их обсуждает, а предложила ли Россия хоть одну модель будущего? Я предлагаю рассматривать сайнс-арт как некоторый ракурс будущего, некоторую модель будущего, которую мы с вами можем предложить мировому сообществу. Фактически сейчас создаем что-то принципиально важное — без чего человечество не выживет.

(jpg, 200 Kб)

В.Ю. Афиани, директор Архива РАН. Тема взаимосвязи, конвергенции науки и искусства в XXI веке имеет огромное количество граней и ею занимаются художники, многие из которых одновременно сами являются учеными-исследователями. Эта тема соединения искусства и науки исследуется Архивом Российской академии наук почти 10 лет — у нас была проведена серия выставок в разных форматах, а начинали мы с того, что показывали литературные и художественные произведения выдающихся ученых, которые хранятся в Архиве РАН. Иными словами, подобные выставки для нас не являются чем-то чужеродным, Архив РАН развивает и музейное, и выставочное направление.

(jpg, 154 Kб)

Ю.М. Батурин. Руководит этим направлением член Академии художеств и член-корреспондент Российской академии наук Александр Генрихович Толстиков, мой друг, поздравим его с открытием этой выставки!

Слава Лен, поэт, культуролог, президент Академии русского стиха. Самое важное, что хотят сказать художники — нужно, чтобы новый избранный президент Российской академии наук смог вернуть свободу Академии, чтобы ученые работали так же свободно, как художники свободно работают, не обращая внимания на Зураба Церетели, пишут так, как им велел Малевич, который сказал, что у живописи должен быть свой свободный, автономный, независимый язык — такой же, как язык танца, музыки, поэзии.

И.Н. Вольнов. Наше мероприятие будет на пяти площадках — следите за деловой программой каждой из площадок, она весьма насыщена, в частности, мы хотим провести «Налимовские чтения» в рамках этой выставки в Архиве РАН 30 сентября — добро пожаловать!

(jpg, 348 Kб)

Организаторы: Архив РАН, Московский Политех, Международный Институт Новых Образовательных Технологий (РГГУ). Выставка работает: сентябрь-октябрь-ноябрь 2017.

 

Сергей Шаракшанэ

 




©РАН 2017