Председатель
комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев и Президент
Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев определили
основные приоритеты взаимодействия.
Во
встрече приняли участие вице-президент РАН академик Андрей Адрианов, вице-президент
РАН академик Алексей Хохлов, заместитель Президента РАН член-корреспондент РАН Владимир
Иванов, начальник Управления научно-методического руководства и экспертной
деятельности РАН Екатерина Чабан.
Президент
РАН Александр Сергеев отметил, что традиционно у Российской академии наук складывается
конструктивный диалог с представителями профильного комитета Государственной
Думы. В числе приоритетных вопросов для совместного обсуждения Александр
Сергеев выделил нормотворческие инициативы по внесению поправок в Федеральный
закон «О науке и государственной научно-технической политике» (Федеральный
закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной
научно-технической политике"), в частности, корректировка 14 статьи закона
«Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности».
«Закон
о науке действует с 1996 года, и вопрос о том, что нужен новый закон о науке, возник
достаточно давно – в 2014 году были первые попытки внести изменения. Но для
того, чтобы их внести, необходимо иметь представление, какой будет наша страна
в 2040 году, как наука будет связана с технологиями, что нам делать, чтобы этой
цели добиться», – сказал Александр Сергеев. По его мнению, писать закон нужно исходя
из этого видения: станут ли наука и технологии основной ценностью в
экономическом развитии страны или нет.
«Попытки
написать закон о науке предпринимались неоднократно, но вопрос по-прежнему
остается открытым. Мы больше склоняемся к мнению, что должен быть Закон о науке
и инновациях, если мы хотим, чтобы к 2030–2040 году наука стала движущей силой
экономики», – отметил Президент РАН.
На
сегодняшний день, по мнению Александра Сергеева, необходимо решить вопрос о
научной и научно-технологической экспертизе.
«Необходимо
такое устройство экспертизы, чтобы можно было проанализировать все затраты на
научные исследования за счет бюджетных средств. А для этого нужен некий
надведомственный орган. И ни одна структура, кроме РАН, для этого не подходит»,
– отметил в своем выступлении вице-президент РАН Андрей Адрианов. Он
напомнил, что Президент РФ Владимир Путин дал прямое поручение сформулировать
определение, что такое научная, научно-техническая экспертиза. «Этого определения
не было. Мы сейчас работаем и с Минобрнауки, и с Институтом законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ по координации наших предложений в 127 ФЗ,
в частности, подготовлен документ для Минобрнауки, которые министерство будет
вносить в правительство. Основная идея нашего предложения состоит в том, что
это будет институциональная экспертиза, при этом де-факто РАН уже выполняет эту
экспертизу», – пояснил Андрей Адрианов.
Вице-президент
РАН акцентировал внимание на том, что в Академии наук есть профильные экспертно-аналитические
направления, сформирован корпус экспертов, который называется корпус экспертов
РАН, но, по сути, является национальным корпусом экспертов. «Отбор экспертов
производится на очень серьезной основе, в их числе не только ведущие эксперты
из академических институтов, но и из образовательных организаций, из
государственных корпораций, из подведомственных организаций правительства», – подчеркнул
Андрей Адрианов.
Вице-президент
РАН академик Алексей Хохлов отметил, что в отношении научной и
научно-технической экспертизы была проведена большая работа с правительством и
Минобрнауки России. «Мы обращали внимание на оставшиеся рассогласования, но,
тем не менее, если посмотреть на то, что было вначале, то основные проблемы
решены. Антагонистических противоречий нет, возможна совместная работа в ходе
доработки в профильном комитете Госдумы», – сказал Алексей Хохлов.
Участники
встречи также коснулись поправок в Федеральный закон "О Российской
академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (от 27.09.2013 N
253-ФЗ). «У нас есть предложения по корректировке 253 ФЗ, которые включают два
момента – первый связан с изменением организационно-юридического статуса РАН и
возвратом через изменение Гражданского кодекса к форме «Государственная
академия» (сейчас РАН – ФГБУ). Второе – омоложение состава Академии за счет легитимизации
профессорского корпуса», – отметил Александр Сергеев.
По
итогам встречи было решено продолжить обсуждение на площадке профильного
комитета в начале февраля.
«Приоритетом
нашей деятельности является опора на экспертизу, прежде всего, научную. Нужны
аргументы, чтобы инициировать публичную дискуссию», – подчеркнул Сергей
Кабышев.
