Отзыв Профсоюза работников РАН на проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период

26.03.2015



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ  РАБОТНИКОВ  РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ НАУК
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ  ПРОФСОЮЗА


 

119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016   E-mail: profras@prof.ras.ru
 27  марта  2015 г.             № 75

 

ОТЗЫВ
на проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период

 

Президиум Центрального совета Профсоюза Работников РАН рассмотрел представленный на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект распоряжения Правительства РФ об утверждении новой редакции Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (далее – Проект ПФНИ) и сделал следующее заключение:

1. По заявлению разработчика проекта – МОН – проект ПФНИ разработан в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 8.12.2014 (№ Пр-3011 от 27 декабря 2014 г.). Однако, данный пункт предписывает Правительству РФ совместно с Президиумом СНО при Президенте РФ и РАН разработать и издать нормативные правовые акты о внесении в ПФНИ и в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы изменений, направленных на обеспечение деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО. Представленный на Портале Проект ПФНИ не решает поставленную Президентом страны задачу, вместо этого фактически разработана новая версия ПФНИ. Это противоречит ст. 17 ФЗ № 253 от 27.09.2013 года, устанавливающей, что Правительство РФ утверждает ПФНИ по представлению РАН. Следовательно, проект внесен неправомочным субъектом, он не соответствует тексту Поручения Президента РФ и должен быть отозван.

2. Рассмотрев проект и в содержательной части, Президиум Центрального Совета профсоюза работников РАН отмечает имеющиеся противоречия законодательству, а также  многочисленные недостатки, которые – в случае реализации тем или иным способом, – грозят самыми разрушительными последствиями для научной сферы России, в частности:

- при разработке Проекта ПФНИ была проигнорирована ст. 2  ФЗ № 253 от 27.09.2013 г., устанавливающая, что РАН «осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований»: в Проекте ПФНИ за РАН закреплена только экспертно-аналитическая функция. В отличие от действующей версии ПФНИ, в которой руководящий орган Программы – Координационный  совет – возглавляют министр образования и науки и Президент РАН, в Проекте ПФНИ не предусмотрено участия РАН в формировании Координационного совета: предполагается, что этот совет будет формироваться Правительством РФ по представлению МОН;

- На МОН предлагается возложить даже значительную часть функций, связанных с содержательным наполнением ПФНИ: на МОН возлагается задача разработки проектов подпрограмм развития наиболее значимых тематических направлений исследований (п.3 раздела XI Проекта ПФНИ). Очевидно, что решением такой задачи должны заниматься высококвалифицированные ученые, а не чиновники, не владеющие необходимыми знаниями в предметной сфере.

- Проект ПФНИ носит сугубо декларативный характер, поставленные цели не соответствуют выделяемым ресурсам, а детальная роспись ресурсов на много лет вперед полностью противоречит заявляемому авторами принципу гибкости распределения ресурсов;

- совершенно непригодна и предлагаемая система целевых показателей, по мнению авторов проекта, все российские публикации в Web of Science считаются результатами фундаментальных и поисковых исследований, что крайне далеко от истины. Заданные в качестве целевых показателей для участников программы публикационные показатели во многих случаях отличаются от реальных в несколько раз, и они сформированы строго пропорционально объему выделяемого участнику ПФНИ финансирования, даже без учета специфики отраслей наук и субъектов науки.

3. В заключение Президиум ЦС профсоюза выражает убеждение, что документ такого рода не может выноситься на Портал как проект с ограниченным менее чем месячным сроком общественным обсуждением, без предварительной проработки и обсуждения с представителями научного экспертного сообщества и подготовки проекта правомочными субъектами и порядком, предусмотренным  Законом № 253-ФЗ. В данном случае  РАН следует разработать проект  порядка внесения поправок в ПФНИ, который после согласования с МОН и Президиумом СНО при Президенте РФ, может быть внесен на общественное обсуждение на Едином портале. При этом проект, должен непременно пройти антикоррупционную экспертизу, предусмотренную российским антикоррупционным законодательством и, в частности, ст.60 Регламента Правительства РФ (Пост.Прав. РФ №260 от 01.06.2004).

Вывод: проект должен быть отозван.

Председатель В.П.Калинушкин



 

Источник: Профсоюз работников РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024