I. Общие положения
1. Стратегия
международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической
деятельности (далее — Стратегия) определяет цели, задачи, приоритеты, основные
инструменты и ресурсы для обеспечения международного сотрудничества РАН в сфере
научной и научно-технической деятельности, а также ключевые меры, направленные
на решение поставленных задач.
2. Стратегия
разработана в соответствии с положениями Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской
Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Указа Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», Федерального закона от 27 сентября
2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных
академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», и в обеспечение условий реализации указанных документов.
3. Правовую
основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права, международные договоры Российской
Федерации, федеральные законы, Стратегия научно-технологического развития
Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1
декабря 2016 г. № 642, Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря
2015 г. № 683, Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия инновационного
развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р,
Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие
Российской Федерации» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377, а также иные
нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере науки и Национальный
проект «Наука» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 № 16)).
II. Историческая роль РАН в международном
сотрудничестве России в сфере научной и научно-технической деятельности
4. Российская
Федерация исторически позиционируется как научная держава, внесшая
исключительный вклад в различные области знаний всего человечества.
5. РАН за свое
трехвековое существование оставалась сердцем российской науки и кузницей
ученых, величайшие достижения которых придали облик современному миру.
6. Первая
половина XX века ознаменовалась исключительной ролью Академии как высшего
научного учреждения СССР в налаживании двусторонних и многосторонних
международных связей, компенсируя в том числе барьеры политического диалога
того времени. Наибольшая интенсивность в налаживании международных связей
пришлась на период после Великой Отечественной войны. К последней четверти века
Академия уже сотрудничала более чем со 100 государствами мира.
В комитете по
научно-техническому сотрудничеству Совета по экономической взаимопомощи
Академия наук СССР зачастую выполняла функции головной организации,
разработчика и инициатора использования новых организационных форм научного
сотрудничества. Академия сотрудничала с национальными научными организациями
стран Европы, США, Японии и другими. Нарастала интенсивность работы Академии и
в рамках участия в составе международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ,
ЮНИДО, МОТ, МСНС), ученые из СССР занимали руководящие посты в международных
организациях и активно участвовали в глобальных научно-исследовательских
программах. РАН является полноправным членом 42 международных
неправительственных научных организаций. На сегодняшний день насчитывается
около 200 международных соглашений, заключенных РАН, и около 500 иностранных
членов РАН из 55 стран мира.
7. Велика роль
РАН и отечественных ученых и в историческом сохранении баланса сил и ядерном
разоружении второй половины XX века. Усилия ученых и академиков РАН в борьбе за
мир обеспечили сегодня не только возможности для отечественного научного
творчества, но и мирное существование в глобальном политическом процессе.
8. Политические
преобразования конца XX века, совпадение периода перехода к инновационной
экономике в России и реформирования механизмов управления российской наукой для
РАН спровоцировали появление системных проблем осуществления РАН своей
исторической функции и роли в формировании нового облика современной российской
науки и государственности в целом.
III. Современные условия и приоритеты международного
сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности
9. Для
современного этапа развития научной сферы характерно формирование глобальной
институциональной и материальной научной инфраструктуры, мультидисциплинарность
исследований, тенденция формирования международных научно-технологических
коллабораций, инициирование крупных многосторонних мегапроектов, выработка форм
наднациональных объединений и коллективного управления исследованиями, что
требует разработки новых инструментов международного сотрудничества РАН.
10. В настоящий
период внешними препятствиями в деятельности РАН в части международного
сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности являются:
а) разрыв
юридических (учредительских), организационных и финансовых связей Российской
академии наук с научными организациями;
б) устаревание
существующей научной инфраструктуры и длящаяся более чем тридцатилетняя пауза в
создании новых объектов для научных исследований на территории Российской
Федерации;
в) изменение
механизма финансирования отечественной науки, повлекшее на начальных этапах
снижение темпов развития науки в различных областях и потеря актуальности
научной базы отечественного периода;
г) отсутствие
механизма прямого финансирования участия Российской Федерации в крупных
международных проектах с большим числом участников, представляющих высокую
значимость для российской науки и предполагающих пропорциональные валовому
внутреннему продукту размеры странового взноса;
д) кадровый
«голод», обусловленный ликвидацией руководящей функции РАН в обеспечении
преемственности научных исследований и подготовки научных кадров, а также
ухудшением условий научного творчества, ограниченного исключительно
необходимостью достижения заданных статистических показателей;
е)
недостаточность на государственном уровне институциональных основ, закрепляющих
значение научной дипломатии как современного инструмента компенсации пробелов
политического диалога.
11.
Необходимость разработки настоящей Стратегии также обусловлена дискретностью
отражения международного научно-технического сотрудничества Российской
Федерации в документах среднесрочного и долгосрочного стратегического
планирования Российской Федерации. В соответствии с пунктом 70 Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, для решения задач
национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо
активное развитие международных связей в области науки и образования.
Одним из важных
направлений развития общественной дипломатии в соответствии с пунктом 48
Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, продолжает оставаться расширение
участия представителей научного и экспертного сообщества России в диалоге с
иностранными специалистами по вопросам мировой политики и международной
безопасности.
Активизация
международного научно-технического сотрудничества и академической мобильности
отдельно упомянуты в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2277-р.
Стратегия
научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом
Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (далее — СНТР),
определяет в числе преимуществ отечественной науки значительный потенциал в
ряде областей фундаментальных научных исследований и как выражение — совместные
международные проекты и использование уникальных научных установок класса
«мегасайенс».
Определенные
семь приоритетов научно-технологического развития и нацеленность на парирование
«больших вызовов» требует не только координации усилий субъектов научной и научно-технической
деятельности, но и восстановления исторической роли РАН в современных реалиях в
качестве полноправного участника стратегического планирования в стране,
главного экспертного сообщества и гаранта отечественной научной идентичности.
12. К текущим
проблемам деятельности РАН на международном направлении относятся:
-
неопределенность статуса и роли РАН в осуществлении международного
научно-технического сотрудничества Российской Федерации (далее — МНТС РФ);
- отсутствие
правовых механизмов реализации функций, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 7
Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии
наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
13. В международном
сотрудничестве РАН в сфере научной и научно технической деятельности можно
выделить несколько приоритетных региональных блоков: евразийский вектор и
вектор стран СНГ, страны ЕС, страны Северной и Латинской Америки, Азиатские
страны.
14. Особое
значение для развития международного сотрудничества РАН в сфере научной и
научно-технической деятельности имеет евразийское пространство и страны СНГ.
РАН исходит из необходимости интенсификации сотрудничества в рамках отраслевых
и управленческих органов Исполнительного комитета СНГ, повышения роли РАН в
инициировании тематик совместных межгосударственных программ и проектов в
области фундаментальной науки.
15. Создание единого экономического пространства
для стран ЕАЭС способствует расширению научно-технического сотрудничества в
регионе. В отдельных сферах, таких как охрана интеллектуальной собственности,
таможенно-тарифное регулирование, информационное взаимодействие, закупочная
деятельность, протоколы Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29
мая 2014 г.) обеспечили снятие барьеров. Однако очевидна необходимость создания
полноценного научного пространства стран ЕАЭС и учреждения специальных структур
на фондовой основе. Потенциал РАН может способствовать такой работе.
16. Научные
исследования на европейском направлении имеют высоко институционализированный
характер: Европейской комиссией разработана Стратегия исследовательской и
инновационной деятельности, действует масштабная инициатива «Горизонт 2020»,
практически создана «пятая свобода» и Европейское исследовательское
пространство (ERA). Учитывая, что научная кооперация ЕС с третьими странами
включает два направления: открытость к участию в программах, учреждаемым ЕС, и
работа по достижению конкретных целей в рамках сепаратных дорожных карт с
некоторыми странами, — сотрудничество РАН на данном направлении также
предполагает два блока: стремление к вхождению в качестве участников в
программы объединенной Европы и углубление сотрудничества по соответствующей
дорожной карте.
Одной из ключевых
задач является повышение степени участия представителей РАН в специальных
профильных структурах при Европейской комиссии и Совете Европейского союза
(директоратах и комитетах), активное использование инструментов поддержки
научной кооперации ЕС, поименованных в профильных стратегических документах ЕС,
и обеспечение постоянного представительства интересов в странах ЕС с высокой
степенью двустороннего сотрудничества.
17. Со странами
Северной и Латинской Америки наиболее приоритетным является углубление сотрудничества
в рамках двусторонних соглашений государственных академий наук по приоритетным
направлениям: космические исследования, науки о жизни, инженерия, медицина.
18.
Сотрудничество РАН в сфере научной и научно-технической деятельности с
Азиатскими странами в настоящее время обеспечивается существующими
двусторонними межправительственными инструментами, однако, особое внимание
следует уделить интенсификации коллективных форм и инициированию крупных
международных проектов на многосторонней основе, в частности в рамках
инициативы «Один пояс-один путь».
19.
Самостоятельным направлением сотрудничества является активизация работы и
обеспечение постоянного участия РАН в деятельности международных научных,
профессиональных, экспертных и отраслевых организаций.
20. Общей
задачей для всех направлений сотрудничества является развитие инструментов
«мягкой силы» и использование потенциала РАН во всех формах научной дипломатии.
21. В своей
деятельности РАН исходит из учета координирующей роли МИД России в проведении
единой внешнеполитической линии Российской Федерации, целей и задач
Национального проекта «Наука» и положений Концепции международного
научно-технического сотрудничества Российской Федерации, разработанной
Минобрнауки России, статуса и функций Россотрудничества.
IV. Цель и задачи Стратегии
22. Целью
настоящей Стратегии является создание единого и централизованного механизма
эффективного международного сотрудничества РАН в сфере научной и
научно-технической деятельности, обеспечивающего главенствующую роль РАН в
международном научном и научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации
как на этапе стратегического планирования, так и на этапе реализации такого
сотрудничества.
23. Задачи настоящей Стратегии:
Задача 1. Обеспечить полноправное участие РАН в планировании
деятельности в рамках МНТС РФ.
Задача 2. Закрепить за РАН функции определения
«точек роста» и ключевых направлений МНТС РФ, обеспечивающих реализацию
положений СНТР.
Задача 3. Обеспечить полноценную реализацию
исключительного права РАН на выполнение функций научной дипломатии.
Задача 4. Создать механизмы и новые
институциональные формы участия российских ученых в международных научных
разработках как на двусторонней, так и на многосторонней основах, в том числе
посредством снятия барьеров для свободного передвижения на территорию
иностранных государств.
Задача 5. Сформировать благоприятную среду для
наделения РАН возможностью участия от имени Российской Федерации в формировании
глобальной научно-технологической повестки.
Задача 6. Содействовать решению государственных
задач достижения лидерства на международной арене в сфере научных разработок, а
также достижению целей и задач национальных проектов.
V. Инструментарий, ресурсы и возможности обеспечения
Стратегии
24. Для
достижения цели и решения задач Стратегии необходимо расширение форм и
инструментов международного сотрудничества РАН в сфере научной
научно-технической деятельности.
25. Изменения,
внесенные в Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской
академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в июле 2018 года,
наделили РАН новыми полномочиями в части международной деятельности:
инициирования и участия в проведении фундаментальных и прикладных научных
исследований совместно с иностранными государствами, организации международного
академического обмена и реализации программ международной академической
мобильности, содействия развитию научных, образовательных, культурных,
экономических информационных и иных гуманитарных связей с государствами и
негосударственными структурами иностранных государств.
26. В качестве
инструментов реализации новых функций РАН предлагаются:
- центры
международного научного и научно-технического сотрудничества РАН (далее —
Центры МНТС), представляющие собой единые постоянно действующие экспертные
платформы на территории Российской Федерации для генерации идей и выработки
научно обоснованных предложений по решению глобальных проблем человеческого
развития с участием ведущих мировых ученых и организаций на тематической и
отраслевой основе;
-
представительства РАН за рубежом;
- программы
международной академической мобильности;
- механизм
межакадемических обменов;
-
проблемно-ориентированные центры научного сотрудничества на территориальной
основе, представляющие собой структурные подразделения региональных отделений
РАН и созданные с целью проведения исследований или решения проблем
регионального или трансграничного значения (далее — ПОЦНС).
27. Решение
задач Стратегии с учетом имеющегося и вновь возникшего потенциала деятельности
РАН предполагает несколько направлений:
1) Задача 1 в
настоящее время обеспечивается с одной стороны полномочиями РАН по научному и
научно-методическому руководству научной и научно-технической деятельностью
научных организаций и образовательных организаций высшего образования, с другой
— ролью участника выполнения планов мероприятий по реализации СНТР.
Дополнительные возможности повышения роли РАН на этапе планирования могут
обеспечить Центры МНТС, представительства РАН за рубежом.
2) Задача 2 в
качестве новой функции РАН может быть решена за счет существующего механизма
научного и научно-методического руководства научной и научно-технической
деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего
образования, роли участника выполнения планов мероприятий по реализации СНТР, а
также дополнительных инструментов — Центров МНТС, ПОЦНС.
3) На выполнение
Задачи 3 направлены вновь создаваемые механизмы межакадемических обменов и
программы академической мобильности. Необходима также разработка новых
нормативных актов, закрепляющих исключительных функции РАН, и повышение роли
РАН в планировании и реализации МНТС.
Обеспечение
эффективности академической «мягкой силы», последовательности в ведении научной
дипломатии и осуществлении межстрановых коммуникаций должно основываться на
централизации выработки решений, в том числе по направлениям науки,
делегировании полномочий по представлению РАН на мероприятиях различного международного
уровня, а также согласовании и координации всех зарубежных академических
визитов членов и сотрудников РАН, в том числе в рамках проектов по направлениям
науки, со стороны ответственного вице-президента РАН.
4) Задача 4
обеспечивается с помощью внедрения порядка квотированного двустороннего
академического обмена и программ академической мобильности при активном
содействии института представительств РАН за рубежом.
5) На решение
Задачи 5 направлены меры, предусмотренные за РАН Концепцией международного
научно-технического сотрудничества, разработанной Минобрнауки России.
Предполагается использовать для данных целей также площадки Центров МНТС и
наделить представительства РАН за рубежом функциями мониторинга научной и
научно-технической сферы страны пребывания и выработки предложений для
совместной работы.
6) Задача 6
должна быть обеспечена полноценным участием РАН в реализации национальных целей
и стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации
В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Предполагается
также использовать инструмент крупномасштабных фундаментальных научных
исследований с участием иностранных партнеров, переориентировав для данных
целей традиционные для РАН инструменты, такие как программы фундаментальных
научных исследований, формируемые по приоритетным направлениям, определяемым
президиумом РАН.
VI. Ключевые меры и показатели обеспечения
реализации Стратегии
28. Решение задач,
определяющих достижение цели Стратегии, требует наличия плана мероприятий, в
основу которого должно быть положено следующее:
28.1. В рамках
осуществления РАН научного и научно-методического руководства научной и
научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных
организаций высшего образования РАН обеспечить ежегодное (по итогам года)
формирование реестра тем исследований, имеющих важнейшее международное значение
и предполагающих участие иностранных исследователей;
28.2. В качестве
участника выполнения планов мероприятий по реализации СНТР разработать план РАН
по развитию механизма научной дипломатии как разновидности публичной
дипломатии, включающий блоки: 1) научная экспертиза при формировании внешней
политики (наука в поддержку дипломатии); 2) содействие международному научному
сотрудничеству (дипломатия в поддержку науки); 3) использование научного
сотрудничества для улучшения международных отношений между странами (вклад
науки в выстраивание дипломатических отношений);
28.3. Разработать
порядок межакадемических обменов с учетом особенностей обеспечения
государственного финансирования научных организаций (нормативный правовой акт);
28.4.
Разработать порядок и правила составления программ академической мобильности,
учитывающих особенности финансирования деятельности подведомственных
организаций со стороны учредителей;
28.5. Обеспечить
разработку проекта нормативного правового акта, регламентирующего деятельность
представительств РАН за рубежом;
28.6.
Разработать типовое положение представительств РАН за рубежом (нормативный акт)
и обеспечить финансирование деятельности загранаппарата РАН (внесение изменений
в федеральный бюджет);
28.7. Обеспечить
непрерывный мониторинг и инициативную работу по подготовке и направлению в
Правительство Российской Федерации проектов документов, обеспечивающих доступ
исследовательских групп к национальным и международным объектам научной
инфраструктуры, информационным ресурсам и передовым компетенциям;
28.8.
Подготовить план создания и развития на территории Российской Федерации сети
ЦМНТС и ПОЦНС, утвердить типовой порядок работы таких центров;
28.9. Обеспечить
корректировку правил и расширение сферы охвата программ фундаментальных
исследований РАН по приоритетным направлениям, определяемым президиумом РАН, до
крупномасштабных проектов мирового уровня;
28.10. Основными
показателями реализации международного сотрудничества РАН в сфере научной и
научно-технической деятельности являются:
- количество
вновь заключенных международных соглашений;
- количество ежегодно
командируемых ученых в рамках программ академической мобильности;
- количество
стран-партнеров по программам межакадемических обменов;
- количество
совместных с иностранными партнерами проектов и программ фундаментальных и
прикладных научных исследований, в которых РАН принимает участие, выступает в
качестве организатора или инициатора и их стоимость;
- ежегодное
количество проведенных мероприятий в ЦМНТС и ПОЦНС;
- ежегодное
количество проведенных семинаров, симпозиумов и иных мероприятий;
- количество
представительств РАН за рубежом;
- ежегодное
количество и стоимость крупномасштабных исследований мирового уровня.
Настоящая
Стратегия призвана возродить академические традиции, вернуть главенствующую
роль РАН в международном научном и научно-техническом сотрудничестве Российской
Федерации, повысить статус РАН как системного института на внутриполитической и
международной арене.
х х х
Академик РАН Г.В. Трубников, первый заместитель
Министра науки и высшего образования РФ «О Концепции международного
научно-технического сотрудничества Российской Федерации».
Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации с участием других министерств и ведомств,
научных организаций и университетов разработан концептуально-методический
документ, определяющий систему взглядов на базовые принципы, приоритетные
направления, цели и задачи политики Российской Федерации в области
международного научно-технического сотрудничества (далее — МНТС) —
Концепция международного научно-технического сотрудничества (МНТС)
Российской Федерации. Очень рад, что в подготовке концепции активную роль
принимала Российская академия наук. Как Вы знаете, документ был одобрен
Правительством Российской Федерации в День российской науки — 8 февраля 2019 года.
Полагаю, что для всех нас,
работающих в сфере международного сотрудничества, крайне важно, что
Правительство РФ сформулировало общие ориентиры для развития МНТС. Концепция,
фиксируя рамочные условия реализации МНТС, формулирует интересы Российской
Федерации в области МНТС, его цели и задачи, а также приоритеты и принципы МНТС
Российской Федерации. Кроме того, в документе приводятся основные направления,
мероприятия, а также ряд положений, касающихся подходов к организации и
реализации МНТС. Уважаемые коллеги, позвольте ограничиться лишь основными
«реперными» точками этого документа.
В Концепции международное
сотрудничество в области науки и технологий рассматривается как средство
интеграции российской науки в мировое научное пространство с учетом
национальных интересов Российской Федерации, а также как значимый фактор
глобального общественного развития, направленный в первую очередь на развитие
науки и решение проблем общемирового масштаба
I. Рамочные условия реализации МНТС и интересы
Российской Федерации в области МНТС.
Говоря о рамочных условиях, в
документе подчеркивается, что рост международной напряженности, применение
политических и экономических ограничений в отношении Российской Федерации для
сдерживания ее развития, в том числе в сфере науки и технологий, определяют
особое значение МНТС, включая научную дипломатию, как средство укрепления или
восстановления взаимопонимания, доверия и полномасштабного диалога с
зарубежными партнерами, преодоления стереотипов и идеологических разделительных
линий.
Приведу лишь один пример:
одним из основных «моторов» МНТС на европейском направлении является наше
сотрудничество с ФРГ. Как Вы знаете, в 2018 году мы подписали с Германий
«Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных
исследований и инноваций». В текущем году состоялось заседание Смешанной
Российско-Германской Комиссии по МНТС на «досанкционном» уровне председательтства
— на уровне заместителей министров
профильных ведомств. Это уже не только положительный сигнал для научного
сообщества, но и в целом для двусторонних отношений.
Интересы МНТС Российской
Федерации определяются как глобальным контекстом, так и собственными задачами
Российской Федерации. При этом мы отмечаем, что в нашей стране взят курс на
переход к инновационной экономике. Успешная реализация МНТС неразрывно связана
с научно-техническим лидерством Российской Федерации. Однако если раньше научно-технологическое
лидерство понималось как победа в гонке между государствами, то в настоящее
время все большее значение приобретают:
- лидерство в определении
глобальной исследовательской повестки и решении глобальных
научно-технологических задач;
здесь среди прочего нам
необходимо активно проявлять инициативу/фронтоватъ на уже существующих
авторитетных площадках, например, таких как ЦЕРН. Для того чтобы войти в клуб
стран-лидеров, формирующих научную повестку в данном конкретном направлении,
мы, в частности, прорабатываем вопрос о возможном вхождении Российской
Федерации в ЦЕРН в качестве полноправного члена. Рад, что Российская академия
наук поддержала данное решение.
-создание благоприятных
условий для исследований, в том числе в рамках МНТС;
Данному направлению
деятельности служит целый набор инструментов в рамках реализации национального
проекта «Наука»: в частности, создание НОЦ, НЦМУ
-привлечение лучших мировых
умов и талантов, включая инновационных предпринимателей;
здесь отмечу успех программы
т.н. «мегагрантов». Конкурсы вызвали значительный интерес мировой научной
общественности. На получение грантов было подано более 3 тыс. заявок от учёных
из около 50 стран мира, участвовало более 330 научных и образовательных
организаций, которые расположены во всех регионах России.
Безусловно, этот опыт мы
можем и должны использовать и в дальнейшем при формировании новых механизмов по
привлечению лучших мировых умов.
-локализация международной
исследовательской и цифровой инфраструктуры на своей территории.
В этом направлении Российской
Федерацией предпринимаются системные меры, в частности, по развития
инфраструктуры синхротронных исследований. При этом стратегически важно, чтобы
на территории Российской Федерации появились новые международные организации,
позволившие бы в том числе приумножить успешный опыт Объединённого института
ядерных исследований, сыгравшего роль международной научной магистрали и во
времена «железного занавеса». В настоящее время прорабатывается создание на
базе высокопоточного реактора «ПИК» Международного центра нейтронных
исследований. Германские научные организации выразили свою готовность
участвовать в технологическом оснащении этого Центра. Схожий международный
интерес имеется и к самым новым российским инициативам в сфере создания инфраструктуры
класса «мегасайенс» в Российской Федерации: имею в виду проекты СКИФ, Супер
С-тау фабрика и др.
Обращаясь к Вам, уважаемые
коллеги, хотел бы предложить, чтобы и Российская академия наук заключила
соответствующие соглашения в рамках данных проектов, а также содействовала их
прагматичной интернационализации.
II. Цели и задачи МНТС Российской Федерации
Концепция базируется на
триединстве целеполагания МНТС:
развитие отечественной науки
и глобально конкурентоспособных
инновационных секторов
экономики, а также укрепление национального
интеллектуального потенциала;
- решение проблем, связанных
с «Большими вызовами», прежде всего,
в их проекции на Российскую
Федерацию и на ее партнеров по МНТС;
- обеспечение международного
лидерства России в том числе за счет
повышения вклада Российской
Федерации в определение глобальной научно-
технологической повестки и ее
реализации.
III. Приоритеты и принципы МНТС Российской Федерации
Общие приоритеты МНТС
выстраиваются в соответствии с приоритетами
Стратегии научно-технологического
развития (СНТР) Российской Федерации,в частности: развитие цифровых технологий,
экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, высокотехнологичного
здравоохранения, природоподобных технологий —
с учетом особой роли фундаментальной науки как системообразующего
института долгосрочного развития.
Концепция фиксирует принципы
осуществления МНТС Российской Федерации: открытость,
деполитизированность, взаимовыгодность и ответственность.
IV. Основные направления МНТС Российской Федерации
Решение задач МНТС Российской
Федерации предполагает координацию и интеграцию усилий на всех этапах — от
постановки задачи и создания коллабораций до выполнения научных исследований и
разработок, и уровнях — от глобального уровня управления до взаимодействия с
конкретными контрагентами.
На глобальном уровне МНТС
осуществляется во взаимодействии с международными
организациями и иными институтами глобального управления, включая, в
частности, ООН, ВТО, МВФ, Группу Всемирного банка, Новый банк развития,
Группу 20, и иные международные внерегиональные форматы, а
также неправительственные организации, имеющие глобальное значение;
международные научные, профессиональные, экспертные и отраслевые организации
(ОЭСР, IRENA, IEEE и пр.),международные научно-технологические организации и
сетевые структуры, а также транснациональные технологические корпорации.
Здесь отмечу, что одним из
ключевых форматов неформальной «сверки часов» является ежегодная
встреча министров науки под эгидой Группы Карнеги. Мероприятие этого
года состоялось в ФРГ, а следующая встреча
пройдет в Российской
Федерации. В качестве вопросов в повестку встречи наша страна предложила
тематику «глобального климата» (влияние на экономику, экологию, человека).
На уровне двух- и
многостороннего межгосударственного МНТС основные направления и содержание МНТС
Российской Федерации определяются исходя из текущих и перспективных задач
диалога и с учетом глобальной научно-технологической повестки. При этом
фокусировка осуществляется на реализацию программ и проектов МНТС по задачам,
имеющим приоритетное значение для сторон с точки зрения научно-технологического,
социально-экономического, экологического развития, включая формирование
международных технологических альянсов, консорциумов и стратегических
партнерств.
По линии нашего ведомство в
уходящем году состоялись заседания более 20 двусторонних комиссий по
научно-техническому сотрудничеству.
Особым приоритетом остаётся
наша деятельность на пространстве СНГ. При этом придаем особое значение такому
многостороннему формату как БРИКС: в уходящем году состоялось 8 заседаний
рабочих групп БРИКС научно-технического характера, Форум молодых ученых и
конференция по технологическому форсайту и НТИ политике, а также встреча
министров науки. В наступающем, 2020 году Россия станет председателем в БРИКС.
Отдельно отмечу положительно
зарекомендовавшую себя практику проведения двух- и многосторонних конкурсов по
поддержке совместных научно-исследовательских проектов.
МНТС с мировыми
научно-технологическими лидерами основывается на кооперации в решении задач,
связанных с «Большими вызовами». В рамках межгосударственного сотрудничества, в
целях повышения качества жизни населения и решения проблем социально-экономического
и научно-технологического развития, улучшения качества окружающей среды Российская
Федерация содействует укреплению научно-технологического потенциала
развивающихся стран — за счет
продвижения российских научных и образовательных услуг, экспертной и иной
помощи по созданию и внедрению технологий, отдельных разработок, содействию в формировании
национальных научных школ и системы образовательных учреждений.
Здесь отмечу, что с нашими
ключевыми партнёрами научно-технологическими лидерами положительно
зарекомендовал себя механизм подписания т.н. «Дорожных карт». Такие документы
подписаны с Францией и Германией. Проявляют интерес к подобно форме
сотрудничества Китай, Индия, Южная Корея. Безусловно схожий процесс был бы
целесообразен и в направлении других наших стратегических партнёров.
Говоря о развивающихся
странах, отмечу нашу разворачивающуюся работу на африканском континенте. В
частности, в рамках первого саммита «Россия- Африка» в г. Сочи, 23-24 октября
2019 г. состоялась сессия «Россия-Африка: наука, образование и инновации для
развития экономики», а также панельная дискуссия «Научно-образовательная
инициатива с Угандой и странами Восточной Африки».
V. Основные мероприятия МНТС Российской Федерации
Концепция МНТС предполагает
расширение механизмов реализации МНТС, в том числе путем развития существующих
международных научно-технологических связей, масштабов их поддержки,
оптимизации нормативно-правового поля МНТС. Этой же цели должно служить
предоставление приоритетной поддержки исследовательским проектам и программам с
акцентом на использование международным научным сообществом научно-технологической
инфраструктуры, локализованной в Российской Федерации. Кроме того, в документе
подчёркивается значимость создания институтов перспективных исследований и
глобальных центров научно-технологического превосходства, формирование на их
базе международных программ с участием ведущих мировых ученых и талантливой
молодежи из России и других стран.
Концепцией предусмотрены
реализация масштабных международных исследовательских проектов, создание и
эксплуатация международной научно-технологической и инновационной
инфраструктуры на территории России (с использованием финансовых,
технологических и кадровых ресурсов партнеров) — в том числе как фактора развития
научно-технических кадров и компетенций; повышения привлекательности Российской
Федерации как партнера по МНТС и формирования долгосрочных кооперационных и
интеграционных связей с зарубежными партнерами по МНТС.
Осуществление данных
мероприятий предполагает проактивный подход к созданию и эксплуатации крупномасштабной
исследовательской инфраструктуры и проектов класса «мегасайенс» на территории
Российской Федерации, развитие в нашей стране международных объектов цифровой
инфраструктуры, а также развитие российской и содействие развитию международной
инновационно-технологической инфраструктуры. Кроме того, важно развитие
сегмента отечественных научных периодических изданий, удовлетворяющих
международным стандартам, а также специализированных научно-технологических
Интернет-ресурсов.
В контексте развития интеллектуального
потенциала в Концепции, в частности, отмечается значимость поддержки
международной мобильности, международной интегрированности и глобальной
коммуникации ученых и специалистов, а также реинтеграции соотечественников,
обучавшихся или
работавших за рубежом. Кроме
того, документ фиксирует особую роль привлечения к работе в России
высококвалифицированных зарубежных ученых и молодых исследователей,
демонстрирующих высокий исследовательский потенциал.
Говоря о мобильности, в
Концепции фиксируется то обстоятельство, что понятие «российский ученый»
претерпевает изменение: сегодня доминирующую роль играет не
географическое положение и академическая аффилиация специалиста, а его вклад в
научно-технологическое развитие России. Ведущие российские специалисты в
области науки и технологий демонстрируют международную мобильность с
одновременным сохранением высокого уровня интегрированности в российскую
систему науки и технологий. Вместе с тем, необходимо дальнейшее расширение
участия российских специалистов в международных системах научно-технической
экспертизы и прогнозирования, развитие в России перспективных глобально
значимых экспертных центров в области анализа и прогнозирования развития науки,
технологий и инноваций.
В Концепции в качестве одного
из основных мероприятий рассматривается активизация научной дипломатии
Российской Федерации, в том числе посредством повышения активности атташе по
науке при посольствах Российской Федерации.
В настоящее время
представители Минобрнауки России (атташе по науке и технике) работают почти в
30 странах мира.
Кроме того, документом
предусматривается формирование института послов российской науки, а также
института представительств российских организаций, выполняющих научные
исследования и разработки, включая РАН, за рубежом.
К числу механизмов МНТС
относится активизация деятельности по развитию коммуникаций между субъектами
МНТС в Российской Федерации и за рубежом, повышение информированности
зарубежной аудитории о приоритетах, возможностях и задачах МНТС Российской
Федерации и иных вопросах, связанных с научно-технологическим развитием России.
Безусловно, в документе нашла
свое отражение и особая роль российской научной диаспоры. В документе говорится
о необходимости использования возможностей российской научной диаспоры для
роста взаимопонимания с зарубежным научным сообществом и поддержки МНТС,
ознакомления с возможностями, правовыми аспектами и практикой организации
научно-технической деятельности в Российской Федерации.
VI. Организация и реализация МНТС
Говоря об имплементации
Концепции, отмечу, что разработка стратегических, плановых и программных
документов в обеспечение реализации Концепции закрепляется за Министерством
науки и высшего образования Российской Федерации.
При этом на международном,
общенациональном, региональном и муниципальном уровнях отдельные функциональные
направления и задачи, связанные с реализацией МНТС, также обеспечиваются:
Россотрудничеством; Министерством экономического развития Российской Федерации;
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; Российской
академией наук и другими субъектами МНТС.
Уважаемые коллеги, уверен,
наши синхронизированные усилия позволят добиться значительного синергетического
эффекта в использовании интернационализации для форсированного научно-технологического
развития Российской Федерации.
В обсуждении докладов приняли участие:
ак. Г.Г. Матишов, ак. Р.И.
Нигматулин, ак. С.М. Алдошин, ак. Ю.Ю. Дгебуадзе, чл.-корр. И.О Абрамова,
чл.-корр. Ф.Г. Войтоловский, ак. Л.М. Зеленый, И.Р. Куклина — исполнительный
директор Аналитического центра международных научно-технологических и
образовательных программ, ак. Г.Г. Онищенко, ак. В.А. Матвеев.
х х х
Члены Президиума заслушали сообщение «Об инновационном
научно-технологическом центре МГУ «Воробьевы горы» (Научно-технологическая
долина Московского университета)»
Сообщение академика РАН Виктора Антоновича Садовничего.
Инновационный
научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы» создан в соответствии с
Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных
научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными
актамиРоссийской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 28 марта 2019
года № 332 «О создании инновационного научно-технологического центра
«Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы».
Основная идея создания ИНТЦ
заключается в формировании на новой территории Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова инновационной экосистемы мирового уровня в
целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения
инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок,
коммерциализации их результатов, расширения доступа граждан и юридических лиц к
участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и
научно-технических проектах.
В целях реализации проекта
Московский университет учредил специальный Фонд развития Московского
университета, который осуществляет имущественное, организационное, научно-методическое
и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Центра (создан 27.04.2017
г.). В целях осуществления функций по управлению Центром создано непубличное
акционерное общество «Управляющая компания Инновационного
научно-технологического центра МГУ «Воробьевы Горы» (зарегистрировано
15.06.2018 г.). Учредителем Управляющей компании является Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Развитие новой территории
Московского университета обеспечивает реализацию национальных целей развития
Российской Федерации на период до 2024 года, отраженных в Указе Президента «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года».
На территории Центра
реализуются приоритетные направления инновационной научно-технологической
деятельности путем развития взаимосвязанных кластеров:
1. Кластер «Биомед» — биомедицинский
кластер с сертифицированным виварием, лабораторией прототипирования, испытаний
лекарственных средств, центром геномных технологий, национальным криогенным
хранилищем клеток живых существ, включая клетки человека;
2. Кластер «Нанотех» — кластер
нанотехнологий и новых материалов с отдельным сервисом «чистых» комнат, центром
коллективного пользования аналитическим, ростовым и нано-литографическим оборудованием;
3. Кластер «Инфотех» — кластер
информационных технологий, математического моделирования и
высокопроизводительных вычислений;
4. Кластер «Инжиниринг» — кластер
робототехники, технологий специального назначения и машинного инжиниринга,
технологий энергосбережения и эффективного хранения энергии, с центром
прототипирования;
5. Кластер «Космос» — кластер
исследований космоса с центром оперативного космического мониторинга и
дистанционного зондирования Земли.
6. Кластер «Геотех» — кластер
наук о Земле, экологии, создания новых технологий изыскания и промышленного
использования нефтегазового сырья, в частности в труднодоступных областях
Арктики, Сибири, Дальнего Востока.
7. Кластер «Междисциплинарный кластер» — кластер междисциплинарных гуманитарных
исследований, когнитивных наук и институтом Человека; инновационных спортивных
разработок (разработка научных основ развития спорта в России; создание
методики описания «идеальных» моделей спортсменов с учётом генетических,
физиологических, антропологических, биохимических характеристик человека;
вопросы психологического обеспечения и сопровождения спорта).
В целях обеспечения
научно-технологической деятельности на территории Центра созданы
Научно-технологических совет МГУ по выработке стратегии и концепции развития
Центра и экспертные комиссии по научному обеспечению деятельности Центра.
х х х
На заседании рассмотрен вопрос о присуждении:
- Большой золотой медали
Российской академии наук имени М.В. Ломоносова 2019 года (представление
Экспертной комиссии)
Докладчик академик РАН Юрий
Сергеевич Осипов;
- премии РАН за лучшие работы
по популяризации науки 2019 года (представление Комиссии РАН по популяризации
науки)
Докладчик академик РАН Алексей
Ремович Хохлов;
- золотой медали имени Г.И.
Будкера, присуждаемой РАН (представление Отделения физических наук и Комиссии
РАН по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых, присуждаемым РАН)
Докладчик академик РАН Иван
Александрович Щербаков;
- золотой медали имени Л.В.
Келдыша, присуждаемой РАН (представление Отделения физических наук и Комиссии
РАН по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых, присуждаемым РАН)
Докладчик академик РАН Иван
Александрович Щербаков;
- премии имени Ф.А. Бредихина
2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения физических наук)
Докладчик академик РАН Иван
Александрович Щербаков;
- премии имени В.А. Фока 2019
года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения физических наук)
Докладчик академик РАН Иван
Александрович Щербаков;
- золотой медали имени Д.К.
Чернова 2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и
наук о материалах)
Докладчик академик РАН Михаил
Петрович Егоров;
- премии имени А.А. Баландина
2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и наук о
материалах)
Докладчик академик РАН Михаил
Петрович Егоров;
- премии имени И.П. Бардина
2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и наук о
материалах)
Докладчик академик РАН Михаил
Петрович Егоров;
- премии имени С.В. Лебедева
2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и наук о
материалах)
Докладчик академик РАН Михаил
Петрович Егоров;
- премии имени П.А. Ребиндера
2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и наук о
материалах)
Докладчик академик РАН Михаил
Петрович Егоров;
- премии имени М.М. Ковалевского 2019 года
(представление Экспертной комиссии и бюро Отделения общественных наук)
Докладчик академик РАН Андрей
Вадимович Смирнов;
- премии имени Ф.Ф. Мартенса 2019 года
(представление Экспертной комиссии и бюро Отделения общественных наук)
Докладчик академик РАН Андрей
Вадимович Смирнов;
- золотой медали имени В.И.
Даля 2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения историко-филологических
наук)
Докладчик академик РАН Валерий
Александрович Тишков;
- премии имени Н.В.
Рудницкого, присуждаемой РАН (представление Отделения сельскохозяйственных наук
и Комиссии РАН по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых,
присуждаемым РАН)
Докладчик академик РАН Юрий
Федорович Лачуга;
- премии имени М.И.
Хаджинова, присуждаемой РАН (представление Отделения сельскохозяйственных наук
и Комиссии РАН по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых,
присуждаемым РАН)
Докладчик академик РАН Юрий
Федорович Лачуга.
х х х
Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду
других научно-организационных вопросов.