Академик Рубаков об открытии гравитационных волн

12.02.2016

Участники международного проекта LIGO (LaserInterferometerGravitational-WaveObservatory) объявили об открытии гравитационных волн.

Событие комментирует специалист в области физики элементарных частиц, квантовой теории поля и космологии, член Президиума РАН, академик В.А. Рубаков:

— Это очень крупное открытие: гравитационные волны это фундаментальное явление, его все, конечно, ждали, никто не сомневался, что гравитационные волны в природе существуют, никто не сомневался, что они излучаются при определенных условиях, т.е. в данном случае — при слиянии двух черных дыр. Сомнений в этом не было, но важно, что теперь это экспериментально проверенный факт. Совершено неожиданно, что речь идет о слиянии черных дыр очень большой массы — 30 масс Солнца — никто не ожидал, что такие большие черные дыры в сколько-нибудь заметном количестве могут существовать в природе, а, тем более, сливаться — и в результате этого слияния образовываться гравитационные волны.

Открытие дает новые возможности в астрономии — понятно, что если у вас есть новый переносчик информации, то вы получаете совершенно новые возможности.

Это очень крупное, важное, интересное открытие и отрадно, что заметный вклад в это открытие сделали и российские ученые, я имею в виду соавторов этого открытия — члена-корреспондента Владимира Брагинского (физический факультет МГУ) и члена-корреспондента Александра Сергеева (Институт прикладной физики РАН, Нижний Новгород). Это очень существенно, что россияне здесь не оказались в стороне. Тот факт, что у нас наши ученые — и в академии наук, и в Университете вполне соответствуют мировому уровню — это факт. И началось это не три года назад, а очень давно, это сотрудничество длительное. Скажем, Институт прикладной физики Российской академии наук в Нижнем Новгороде сотрудничает с экспериментатароми из LIGO и входит в коллаборацию LIGO уже начиная с конца 90-х годов. Так что это долгое и плодотворное сотрудничество, которое развивалось, конечно, в рамках классической Академии наук, какая она была до реформы. Поэтому то, что Академия наук работала нормально — данное событие есть одно из свидетельств тому.