Майдановцы начинали с "ляха, жида да собаки"

05.08.2014



Гражданская война на Юго-Востоке, ухудшение отношений между Россией и Украиной, украинский нацизм, крымский вопрос все же требуют какого-то серьезного научного, исторического объяснения. И оно, конечно же, есть — все имеет свои корни. В этом отношении интересна новая работа академика Геннадия Матишова, возглавляющего Южный научный центр РАН.

Не ищите в темной комнате черную кошку — ее там нет и не было! Мне кажется, старинная мудрость сегодня применима к тем событиям, участниками которых, вольно или невольно, мы являемся. Я имею в виду трагедию, что катится по Украине и России. Подобно океанской волне она вздыбилась над современностью, и уже не видно, когда она уйдет в Историю, где суждено оказаться нашему времени. Если, конечно, мы выживем…

Это мертвящее дыхание Времени первым, пожалуй, ощутил академик Геннадий Григорьевич Матишов, который оказался в эпицентре нынешних событий, так как возглавляет Южный научный центр РАН. Ученый живет и работает в Ростове-на-Дону, и этот российский город каждый день обязательно упоминается во всех мировых новостях, так как ближе всего находится к линии фронта, которая нынче перечеркнула Украину.

Матишов — человек беспокойный, казак все-таки. Житейская мудрость уживается в нем с ученой любознательностью, природная энергия с исследовательской широтой мышления. Эти качества подвигли его на создание монографии "Украина и Россия. Книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции)". Название, конечно же, непривычное, но весьма точное, так как монография изобилует множеством фотографий, схем, карт, иных иллюстраций, которые не только дополняют текст, но и чаще всего становятся центром исследования. В общем, работа академика Г. Г. Матишова оригинальна, а потому привлекает внимание.

Отмечу сразу: знакомился с книгой я с большим интересом, так как она пестреет множеством малоизвестных фактов, их интерпретирует автор подчас неожиданно, но всегда интересно и весьма точно. А потому восприятие событий, происходящих нынче на Украине, становится отчетливей, понятней и, следовательно, объективней.

Встреча с автором помогла выяснить, почему родился столь необычный научный труд.

- Раскол на Украине не стал неожиданным, — сказал академик, — многие исторические факты и события показывают, что рано или поздно это должно было случиться. Были ли возможности предотвратить трагедию? Конечно, могли, но ход истории подчас непредсказуем, и так случилось на этот раз. Это еще один урок, из которого мы обязаны сделать соответствующие выводы. Получится ли? К сожалению, опыт истории далеко не всегда люди учитывают, отчасти потому, что не ведают о них. Задача ученых — предупреждать о том, что некоторые события обязательно приводят к трагедиям. Как и случилось на этот раз.

Научная монография открывается своему читателю разными гранями. Все зависит от того, с какой целью он ее изучает. Историк ищет в ней новое, неизвестное ему. Молодой исследователь пытается определить нестандартные подходы к фактам и событиям. Маститый ученый сравнивает свои выводы с мнением коллег, дабы найти в них недостатки. И так далее, и тому подобное. Я читал монографию академика Матишова подобно детективному роману, ища в нем неожиданные повороты и неизвестных мне героев и откровений. Впрочем, встречались и знакомцы, но на этот раз они открывались по-новому.

Итак, в путь по страницам монографии…

В юности я перечитывал "Энеиду" Котляревского несколько раз. Поэма была озорной, необычной и очень образной. Запорожские казаки представлялись олимпийскими богами, и это не могло не вызывать улыбку.

Потом вдруг яркий и точный язык, которым написана поэма, стал образцом "кабацкой украинской беседы", а в наше время школьники обязаны знать, что Тарас Шевченко назвал Котляревского "навеки увенчанным славой кобзарем".

И уже мало кто знает, что Иван Петрович Котляревский был русским офицером, участником русско-турецкой войны. А поэму написал, поспорив со своими товарищами…

- На Украине много героев, — говорит академик Матишов, — Некоторые из них стали символами нации. В первую очередь это те люди, которые выступали против самодержавия. Главный из них, конечно, Тарас Шевченко. В годы советской власти его произведения были сильно "отредактированы", из них были убраны националистические нотки. А они пронизывают практически все произведения Тараса Шевченко. Не случайно, что он стал знаменем национализма. Это всего лишь один пример "кривого зеркала" истории.

Но все-таки имеет смысл процитировать те строки Тараса Шевченко, которые не "отредактированы" и которые не очень популярны нынче на Украине:

"Славяне, несчастные славяне! Так нещадно и так много пролито храброй вашей крови междоусобными ножами. Ужели вам вечно суждено быть игралищем иноплеменников? Настанет ли час искупления? Придет ли мудрый вождь из среды вашей погасить пламенник раздора и слить воедино любовию и братством могущественное племя?"

К сожалению, нашему поколению суждено прожить в раздоре…

Удивительно карта представлена в монографии. Она разноцветная, из отдельных лоскутов. Это территория современной Украины. На карте представлены "территориальные подарки" Украине. Центральную ее часть с Киевом, Винницей, Житомиром и Черниговом "подарили" цари, Ленин в 1922 году Донец, Луганск, Херсон — весь нынешний Юго-восток, Сталин — Черновцы, Восточную Галицию, Бессарабию, Луцк и Ровно, ну, а Крым — Хрущев.

Как известно, Войско Донское было ликвидировано после Октябрьской революции. Большевики считали, что казачество надо уничтожить как класс. А потому большинство земель Войска Донского было передано Украине. Это в основном современные Донецкая и Луганские области.

"Трезубец" — не только символ национальный, но и государственной власти, а также религиозный знак. Он появился еще на ранних этапах формирования древнерусской народности.

Польский гимн — "Марш Домбровского" — лежит в основе слов гимна Украины. Стих, сочиненный этнографом Павлом Чубинским в 1862 году через сто лет — в 1992 году — стал текстом официального гимна Украины.

Раскол церквей на Украине — это борьба за души и разум людей. Борьба между православной и греко-католической (униатской) церквями идет давно с переменным успехом. После войны советская власть повела открытую войну против униатского духовенства. Было арестовано более половины священников, около 5 тысяч приходов перешли в распоряжение Русской православной церкви, закрыто 48 монастырей.

Сейчас происходит "реванш" — духовенство греко-католической церкви становится идеологическим воинством новой власти. Борьба между церквями становится все более острой, более непримиримой.

Любопытно, что бывшие партийные и комсомольские работники стали отчаянными "демократами", носителями националистической идеологии. Так Александр Турчинов был завотделом агитации и пропаганды обкома комсомола в Днепропетровске. Лидер партии "Свобода", идеолог украинского национализма, ярый ненавистник всего русского Олег Тягнибок — по специальности филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Комментирует академик Г. Г. Матишов:

— На наших глазах делается история. Мы всегда жили в одной семье. И как в обычной семье, были проблемы, которые привели к трагедии. И нам было важно понять, откуда это все началось, в чем причины конфликтов. Специалисты Южного научного центра РАН не могли спокойно смотреть на события, которые происходят рядом. В той или иной форме мы к ним причастны.

Гайдамаки… Герои? На Майдане их воспринимают именно так. Красивы усатые хлопцы в пушистых шапках, желтые кожухи, папахи с красными шлыками и красные штаны. Они проносятся на своих конях по истории, освобождая народ (так представляется майдановцам!) от угнетателей.

Но самое известное восстание гайдамаков завершилось Уманской резней, в которой погибло около 20 тысяч человек — евреев, русских и поляков. Гайдамаки вешали на одном дереве вместе поляка, еврея и собаку. Оставляли надпись: "Лях, жид да собака — все вера однака".

Может быть, и отчаянные хлопцы были среди гайдамаков, но явно не герои…

Запорожская сечь, Гуляйпольская республика, Петлюра, Коновалец, Мельник, Петлюра и иже с ними, — это все герои "Майдана". Кстати, в основе его образ "национальной революции", которая не может быть без "самопожертвования в борьбе за свободу". Майдан 2013-2014 годов — это новое явление в политической жизни не только Украины, но и на всем постсоветском пространстве. Многих на Майдан привела революционная романтика и надежда на избавление от коррумпированного режима. Но светлые надежды превратились очень быстро в жестокую и беспощадную гражданскую войну. Впрочем, иного финала и ждать было трудно — об этом свидетельствует вся история Украины.

В монографии академика Г. Матишова особая роль отведена Крыму и тем политическим, экономическим и военным событиям, которые развивались на полуострове в прошлые эпохи и в наше время.

- Причерноморье всегда было ареной геополитической игры, — говорит ученый. — И отношения с Турцией, и Крымские войны, — все это тянется давно. Мы пытались понять, почему такой интерес у англичан и у американцев к Крыму. Было даже у них такое понятие "Калифорнийский экспресс". Балаклава — это маленький Лондон. Англичане там обосновались, для них это символ. Черчилль ездил на могилы своих предков, которые погибли в Балаклаве. Это было во время встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля. Очень интересуется Крымом и Китай. Предполагалось, что китайцы построят глубоководный порт. В общем, на Украине переплелись интересы Америки, Европы, России и Китая. Не понимать этого, значит, неверно оценивать действия России по отношению к Крыму, как в прошлом, так и сегодня. Знать историю Крыма необходимо, чтобы не повторять ошибок недавнего прошлого, которых так много после распада Советского Союза.

Можно по-разному оценивать труд ученых Южного научного центра РАН, которые активно исследуют ситуацию в Причерноморье и в Украине. Но уже то, что они не стоят в стороне от происходящего, свидетельствует об их высокой нравственности и патриотизме, которые, к сожалению, у некоторых представителей нашего общества в дефиците…

"Я за единую Украину, но хочу говорить правду"

Владимир Губарев

Подразделы

Объявления

©РАН 2024