стекла начала XVIII в., и в наши дни можно видеть некоторые экспонаты, в свое время находившиеся в коллекциях Кунсткамеры.
В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 году музейные экспонаты разместили в доме опального вельможи Александра Васильевича Кикина – в Кикиных палатах. А.В. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был казнен, а его дом конфискован в казну. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. По тогдашним понятиям, это было большое здание – в два этажа, – построенное в стиле петровского барокко предположительно архитектором А. Шлютером в 1714–1720 годах (в 1720 году, после размещения в нем коллекций, дом был надстроен еще одним этажом). Все собранное было здесь «в надлежащем порядке учреждено и расставлено» и высочайшим распоряжением было велено « всякого желающего <…> смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи» [1]. С этого времени, с 1719 года, предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!». Он и сам частенько показывал коллекции и рассказывал о них иностранным послам и русским вельможам.
Одновременно в 1718 году приступили к строительству специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова. До окончания строительства Кунсткамера была открыта для посетителей в здании Кикиных палат до 1728 года.
Мы можем судить о том, как выглядели самые ранние «экспозиции» Кунсткамеры в Кикиных палатах, только на основании воспоминаний посетивших ее иностранных гостей Санкт-Петербурга, т.к. каталоги и планы-чертежи музея появились позже, после переезда в специально построенное здание и создания Санкт-Петербургской Академии наук.