Анекдот 27. Заведение Кунсткамеры [3]
Петр Великий во время первого своего пребывания в Голландии в 1698 году занимался только своим намерением, касательно до кораблестроения, мореплавания, коммерции, художеств, фабрик и промыслов. Но во время второго своего пребывания там и во Франции, в 1717 и 18 годах, гораздо уже рачительнее старался он особенно о науках и художествах. Везде осматривал он публичные и знатнейшие частных людей собрания картин, произведений искусства и натуральных редкостей. Особливо ж в Амстердаме возбуждали его любопытство два весьма редкие и дорогие кабинета, которые он часто посещал, с величайшим вниманием осматривал, и, наконец, купил дорогою ценою и с великою осторожностью приказал перевезти в Петербург. Один из сих кабинетов состоял в полном анатомическом сокровище, над собранием которого славный профессор Руйш трудился слишком 40 лет. Описание оного напечатано в Голландии под названием: Thesaurus Anatomicus per scrinia divisus, со многими фигурами, и у всякого анатомика находится; оригиналы ж все хранятся в Санкт-Петербурге при Академии наук. Другой кабинет составляло тогдашнего амстердамского аптекаря Зебы [4] большое собрание всех известных земных и морских животных, птиц, змей и насекомых из Ост- и Вест-Индии, которого описание в двух книгах, в лист, с прекрасно гравированными фигурами, известно под названием: Sebae Thesaurus Naturae, etc. Петр Великий приказал в Амстердаме живописцу Кселю [5] списать и портреты обоих сих славных мужей и поставить их в Кунсткамере при сих собранных ими вещах. Портрет Зебы и поныне еще находится в Академии, но куда девался Руйшев портрет, не известно. Библиотекарь Шумахер думал, что он по кончине Петра Великого не отдан был в Академию вместе с прочими вещами, но попался в число других картин, либо как-нибудь