выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, приглашены были в академию такие силы, как Николай и Даниил Бернулли, Георг Бильфингер. Вольф также содействовал обучению российских студентов в Марбурге. Самым известным его учеником стал М.В. Ломоносов. Указом Екатерины I Х. Вольф был назначен почетным членом Петербургской Академии наук.
Другим ученым и государственным деятелем, который имел влияние на Петра I, был голландец Николаас Витсен. Еще совсем молодым человеком, после окончания университета, Витсен в 1666 году побывал в России. С тех пор его интерес к стране, изучению, накоплению знаний о ней только возрастал. Его карта России и 2-е издание его книги «Северная и Восточная Тартария» базируются во многом на материале, который Витсен получал непосредственно из России, что свидетельствует о доверии, которым пользовался голландец у русского царя и его сподвижников. Н. Витсен собрал большую универсальную коллекцию, многие экспонаты которой также были получены им из России. Петр и Витсен как коллекционеры обменивались предметами своих собраний.
Важную роль в разработке организационных принципов будущей Академии наук в России сыграло посещение Петром в 1717 году Франции, где он побывал во многих научных и образовательных учреждениях, в том числе в Парижской Академии, Ботаническом саду, анатомическом театре, астрономической обсерватории, галереях Лувра. Петр знакомился с учеными, врачами, архитекторами, художниками, механиками. Парижская Академия провела чрезвычайное заседание, на котором для Петра «де Лафей (de Lafey) показывал модель водоподъемной машины, Лемери (Lemery) показывал химические опыты, Реомюр (Reaumur) приготовленные им к изданию рисунки к истории искусств, Далем — (Dalesme) действие новой подъемной машин» [1].
Примечания
1. Полуденский М. Петр Великий в Париже // Русский архив, 1865. М., 1866. Изд. 2-е. С. 81.