только в микроскоп. Уникальная методика анатома стала называться современниками «Рюйшевым искусством», а его домашний музей – «седьмым чудом света».
Петр I, приехавший в Голландию в 1697 году вместе с Великим посольством, и знакомившийся со всеми достопримечательностями Амстердама, естественно, не мог не посетить «кабинет» Рюйша. 17 сентября 1697 года он просит бургомистра Амстердама Николааса Витсена представить его 60-летнему профессору Рюйшу, пользовавшемуся международной славой. Огромная анатомическая коллекция в домашнем музее–кабинете Рюйша на канале Блюмграхт, 15 произвела на Петра сильное впечатление. Он оставил в книге посетителей следующую запись: «Я, нижеподписавшийся, во время путешествия с целью увидеть бóльшую часть Европы, побывал здесь, в Амстердаме, для получения знаний, потребность в которых всегда имел, осматривал здесь вещи, среди которых я не в последнюю очередь увидел искусство в анатомии господина Рюйша и, как принято в этом доме, подписал это собственноручно. Петр». Ниже подписался Александр Меньшиков.
С юных лет Петр I интересовался медициной, часто общался со своим лейб-медиком Иваном Тирмондом, очевидно, в том числе и с его помощью выучился делать некоторые хирургические операции, умел весьма искусно перевязывать раны, пускать кровь, выдергивать зубы.
В Амстердаме царь нашел прекрасного наставника в анатомии – Фредерика Рюйша. О серьезности этих занятий свидетельствует рассказ об общении русского царя и амстердамского профессора анатомии: «Анатомия, медицина, а особенно хирургия и натуральная история также занимали досуги Петра. Он слушал курс в первой из сих наук в Амстердаме в 1697 году у известного своею ученостью профессора Рюйша; для избегания толпы любопытных, собиравшихся на городских улицах, чтобы видеть его, нанял для себя комнату в