В значении символа познания вселенной армиллярная сфера была воспринята и в России при Петре Великом. Неслучайно она венчает башню здания Кунсткамеры – первого универсального публичного музея России, задуманного Петром I как дворец науки. В собрании Кунсткамеры была замечательная коллекция армиллярных сфер, которые использовались и для научных целей, и как учебные пособия. Первые экземпляры приборов закупались у известных мастеров Европы по указу Петра I.
В процессе строительства здания Кунсткамеры первоначально обсуждался проект установки флюгера на верхушке башни, с помощью которого можно было бы точно определять направление ветра. Однако позже от этой затеи отказались. Взамен флюгера «инструментальный мастер» Пьер Виньон, помощник академика Ж.-Н. Делиля, приехавший в Петербург с ним вместе из Парижа, предложил установить на башне Кунсткамеры армиллярную сферу, что и было принято. В 1730 году над башней возводится «великая деревянная спица» и механик Пьер Виньяр изготавливает «сфери армиллярии», которую устанавливают над куполом башни.
Армиллярная сфера над зданием Кунсткамеры была утрачена в пожаре 1747 года.