Хотя автором проекта принято считать И. Маттарнови, историки искусства считают, что последний явно использовал проекты А. Шлютера, в мастерской которого работал. Тем более, что и сам Петр мог обсуждать с талантливым архитектором проект здания для Кунсткамеры и Библиотеки, поскольку тот был создателем «отделки королевского замка в Берлине, где была и библиотека, и кунсткамера, и кабинет медалей…» [34].
В декабре 1726 г. книги и экспонаты Кунсткамеры начали перевозить в новое здание. В феврале 1728 г. не все еще было перевезено, так как не все шкафы были изготовлены, да и здание достроено не было. Однако по сообщению петербургской газеты от 26 ноября 1728 г. «вчерашнего дня [то есть 25 ноября – Н.К.] отперта здесь паки императорская библиотека с кунст- и натурал-каморою впервые потом, как оныя в новые академические палаты переведена» [35]. Тут же сообщались дни работы Библиотеки и Кунсткамеры и отмечалось, что вход в них свободный.
По своему составу петербургское собрание приобретало универсальный характер, что, конечно, входило в планы Петра I. Перед ним стояла задача просвещения страны. Петр хотел не только показать Европе, что Россия может быть и будет просвещенной страной, он стремился на практике в кратчайшие сроки добиться осуществления этого. Музей таким, каким он задумывался, вписывался в решение этой задачи.
Кунсткамеру можно и нужно рассматривать в контексте общего энциклопедического и просветительского проекта Петра Великого. Идеи о всеобщем универсальном знании, добываемом эмпирическим путем, закладывались уже и при проектировании здания для музея. Архитектура здания на Васильевском острове, строительство которого было закончено уже после смерти Петра, подчеркивала основную идею музея универсального знания: библиотека, анатомический театр, кабинеты натуралий, артифициалий, обсерватория были объединены в единое целое. Таким образом, единая картина мира создавалась не только универсальностью коллекций, но и архитектурой здания. В этом Петр пошел, пожалуй, дальше своих европейских предшественников и учителей. Молодой шотландский врач Джон Кук, пробывший в Петербурге почти год, с 1736 по 1737 гг., написал: «Здание – превосходный большой двухэтажный дом с прекрасным куполом посередине и обсерваторией. В середине под куполом квадратное пространство футов по тридцать в длину и ширину <…> на каждом этаже вокруг идет широкая галерея, так что с плит пола в самом низу дома видно все до верха купола» [36].