и где незнакомо понятие роскоши, за исключением галунов, нашитых на одежду в праздничный день» [7].
Интересный отзыв о посещении Кунсткамеры оставила знаменитая французская писательница Жермена де Сталь. Находясь в оппозиции режиму Наполеона, она еще в 1802 году была выслана из Парижа и в 1812 году посетила Россию и Петербург. Свои впечатления она описала в книге «Десять лет в изгнании», где мы читаем: «Мы побывали в кабинете естественной истории, особенно замечательном благодаря выставленным там коллекциям из Сибири. Русские показали себя такими же жадными до сибирских мехов, как испанцы – до мексиканского золота. Некогда в России разменной монетой служили куньи или беличьи шкурки: ведь зимние холода грозили всем без исключения. Главное сокровище Петербургского музея – скелет мамонта, исполинского животного, останки которого были найдены в Сибири <…> Меня поразил вид жителей Камчатки, чье изображение в натуральную величину выставлено в Музее. В тех краях живут импровизаторы, именуемые шаманами; поверх одеяния из древесной коры они носят нечто вроде стальной сети, к которой привязаны многочисленные кусочки железа, производящие при каждом движении импровизатора очень громкий шум; народ уважает шаманов, чьи порывы вдохновения весьма схожи с нервными припадками, не столько за поэтические таланты, сколько за колдовские способности. В этом печальном краю воображение возбуждается лишь посредством страха; сама земля, кажется, отталкивает человека, ибо внушает ему ужас» [8].
В заключение этого далеко не полного обзора описаний Кунсткамеры XVIII в., сделанных иностранцами, побывавшими в Санкт-Петербурге, приведем здесь стихотворные строки, посвященные впечатлениям от посещения Кунсткамеры Иоганном-Христианом Тремером.