Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
Страница 204

 

«Камчадал в зимнем платье».

Гравюра из книги С.П. Крашенинникова

«Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

 

и где незнакомо понятие роскоши, за исключением галунов, нашитых на одежду в праздничный день» [7].

Интересный отзыв о посещении Кунсткамеры оставила знаменитая французская писательница Жермена де Сталь. Находясь в оппозиции режиму Наполеона, она еще в 1802 году была выслана из Парижа и в 1812 году посетила Россию и Петербург. Свои впечатления она описала в книге «Десять лет в изгнании», где мы читаем: «Мы побывали в кабинете естественной истории, особенно замечательном благодаря выставленным там коллекциям из Сибири. Русские показали себя такими же жадными до сибирских мехов, как испанцы – до мексиканского золота. Некогда в России разменной монетой служили куньи или беличьи шкурки: ведь зимние холода грозили всем без исключения. Главное сокровище Петербургского музея – скелет мамонта, исполинского животного, останки которого были найдены в Сибири <…> Меня поразил вид жителей Камчатки, чье изображение в натуральную величину выставлено в Музее. В тех краях живут импровизаторы, именуемые шаманами; поверх одеяния из древесной коры они носят нечто вроде стальной сети, к которой привязаны многочисленные кусочки железа, производящие при каждом движении импровизатора очень громкий шум; народ уважает шаманов, чьи порывы вдохновения весьма схожи с нервными припадками, не столько за поэтические таланты, сколько за колдовские способности. В этом печальном краю воображение возбуждается лишь посредством страха; сама земля, кажется, отталкивает человека, ибо внушает ему ужас» [8].

В заключение этого далеко не полного обзора описаний Кунсткамеры XVIII в., сделанных иностранцами, побывавшими в Санкт-Петербурге, приведем здесь стихотворные строки, посвященные впечатлениям от посещения Кунсткамеры Иоганном-Христианом Тремером.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд